ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ МОСКВЫ

Рождественские чтения 2009
Отчет о работе секции «Православие. Воспитание. Театр.» в рамках ХVII Международных Рождественских образовательных чтений

17 февраля 2009. Москва

Московский театр русской драмы «Камерная сцена» многие годы является активным участником Международных образовательных Рождественских чтений. Театр занимает уникальное место в культурном и социальном пространстве Москвы. Уже многие годы он является коллективным членом Российской Академии Естественных Наук и Международной Федерации Мира и Согласия, имеющей консультативный статус при экономическом и социальном совете ООН.

Что же так тесно связывает театр с семейными и воспитательными проблемами? - Дело в том, что здесь вырастают актерские династии, играют многодетные актёры, и зачастую играют вместе со своими детьми! Помимо основной репертуарной деятельности ( спектакли, репетиции, гастроли, фестивали…), театр активно занимается воспитательной работой в детской и юношеской театральной студии профессор Щепенко ведёт актёрский и режиссёрский курс Ярославского Государственного Театрального Института и читает лекции в Московском Государственном Педагогическом Институте. С 1999 года театр является учредителем и организатором Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма». География фестиваля огромна: от Камчатки до Калининграда, от Белого моря до Средней Азии. Работает всероссийская творческая лаборатория для режиссеров России и ближнего зарубежья и постоянно действующий семинар для руководителей театральных коллективов Москвы и Московской области.

Участниками секции стали представители более 20 территорий Российской Федерации – священники, директора воскресных школ, учителя, педагоги высшей школы, работники дошкольных и учреждений дополнительного образования, психологи, журналисты, руководители театральных коллективов. Обсуждались как богословские и теоретические проблемы, так и практические вопросы православного воспитания учащихся, студентов средствами театрального искусства, подготовки кадров руководителей театральных коллективов, программного обеспечения и методики организации образовательного процесса. Среди множества заявленных тем, одна стояла особенно остро.

Не секрет, что современное общество испытывает культурный и духовный кризис. Не последнюю роль в формировании этого кризиса играют СМИ, в первую очередь телевидение и видеорынок, театры и многие другие образовательные формы искусства. Об этом всё чаще говорят представители Русской Православной Церкви, видные деятели культуры и искусства, психологи и социологи.

Именно теме духовной ответственности художника были посвящены основные доклады секции.

Мы привыкли к мысли о том, что общество прогрессивно развивается. Действительно, научно-технический прогресс — несомненный факт. Но из этого факта делается ложный вывод о прогрессе во всех сторонах жизни общества: в будущем будет еще лучше, чем в настоящем, а в прошлом было много плохого, так что о нем не следует и вспоминать. Таким образом, у народа отнимается историческая память и навязывается миф о постоянном прогрессе. Однако никак нельзя считать, что прогресс в развитии любых процессов — несомненное благо. Духовные процессы держатся на традициях, отказ от которых ведёт в тупик и человека и общество.

Например, за свою историю великим искусством, каким, несомненно, является мировой кинематограф, создано большое количество талантливых фильмов, формирующих художественный вкус и пробуждающих «чувства добрые» у тех, кто их смотрит. Его положительные возможности огромны. Действительно, киноискусство, позволяет наглядно охватить исторические события от глубокой древности до наших дней, способствуя расширению исторического кругозора и воспитанию мужества, патриотизма, доблести на примерах великих исторических личностей, таких как: спартанский царь Леонид, Александр Невский, Жанна д'Арк, А.В. Суворов... Фильмы немые и звуковые, черно-белые и цветные, художественные и мультипликационные, довоенные и послевоенные, отечественные и зарубежные… Сознательное игнорирование достижений прошлого с неизбежностью приводит к деградации киноискусства в настоящем.

В самом деле, во многих произведениях современного искусства господствуют пошлость, невежество, нравственная нечистота, жестокость, звучит оскорбительный для зрителей вульгарный язык. Экспериментально доказано влияние насилия и жестокости на экране на формирование психических и поведенческих отклонений у детей и подростков. (доклады психологов Т.Л.Шишовой, В.М.Раевой и И.А.Синицыной). Проведенное ещё в 2001 году социологическое исследование показало, что подростки в возрасте 12-16 лет, проводившие в детстве у экрана телевизора более одного часа в день, имеют высокий уровень агрессивности и проявляют склонность к асоциальному поведению, которое выражается в проявлении экстремизма и грубого насилия. Жестокость на экране является одной из причин обострения криминогенной обстановки в России, т.к. молодые люди предпочитают поклоняться криминальным авторитетам, перед которыми, по сюжету многих культовых кинофильмов, бессилен закон. Тема жестокости и вульгарного отражения действительности присутствует и в театральных постановках. Сейчас всё страшнее приводить детей в театр, уже даже классические произведения перестали быть гарантией хорошего вкуса.

Всегда находились люди, желавшие наживаться на изображении непристойностей. Церковь этот вопрос решила уже давно, около полутора тысяч лет назад на Шестом Вселенском Соборе: «Изображения на досках, или на чем-нибудь ином, представляемые, соблазняющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертовать». Обращает внимание то, что святые отцы не вдавались в подробности, что и как изображено, а запрещают изображать то, что воспламеняет нечистые удовольствия у любого нормального человека, то есть судят не формально, а по совести.

Важным представляется вопрос, почему у ряда выпускников наших ВУЗов столь низкий нравственный и образовательный уровень? Почему талантливые актеры и актрисы создают безнравственные образы, и почему режиссеры ставят безнравственные спектакли и фильмы?

Обсудив стоящие перед ними задачи, участники секции «Православие. Воспитание. Театр» считают необходимым:

  • обратить внимания священства и прихожан на необходимость повышения эстетического и идейного уровня репертуара и режиссерских знаний и навыков руководителей детских коллективов;
  • привлекать средства массовой информации, ведущих деятелей отечественного театра к формированию общественного мнения о необходимости использования опыта работы православных театральных коллективов как действенной формы духовного воспитания детей и молодежи;
  • поставить вопрос о систематическом издании единого информационного театрального бюллетеня по обобщению опыта работы театров, исповедующих православно-христианские ценности;
  • продолжить деятельность Всероссийских фестивалей детских и молодежных театральных коллективов с ориентацией на православные ценности;
  • проводить постоянно действующий семинар для православных режиссеров;
  • подготовить публикации в средствах массовой информации по итогам работы секции с анализом представленного опыта из регионов России;
  • изучить и обобщить опыт работы профессиональных театров с детским и подростковым зрителем в современных условиях;
  • начать работу по созданию программ обучения основам театрального искусства «Театр и православие» для высших учебных духовных учреждений;
  • предложить организовать экспериментальный курс богословского вуза по специализации «Режиссер православного театра».

Но при всей тревожности ситуации, участники секции констатировали, что в современных условиях художественное воспитание приобретает особое значение как действенный фактор формирования христианских духовно-нравственных основ личности. Деятельность Российского фестиваля школьных театров «Русская драма», который в 2009 году отметил свой десятилетний юбилей, деятельность огромного количества православных театров при епархиях России – создали большое количество новых театральных коллективов, успешно работающих с детьми и молодежью.

Руководитель секции
художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена»
заслуженный деятель искусств России
академик РАЕН
доцент ЯГТИ

М.Г. Щепенко


Участники секции:

  1. Лактионов Валерий Иванович, действительный член РАЕН, профессор Российской Правовой Академии Министерства Юстиции. «Бездуховность современной западной культуры в свете христианского мировоззрения».
  2. Шалимова Нина Александровна, доктор искусствоведения, профессор РАТИ. «Святочный жанр и современный театр»
  3. Конюшков Евгений Дмитриевич, журналист. «Границы православного театра»
  4. Литвинцева Галина Дмитриевна, заслуженный работник культуры РФ, журналист. «Особенности прочтения русской классики на школьной сцене»
  5. Шишова Татьяна Львовна, драматург, член Союза Писателей России, президент фонда «Социальной и психологической помощи семье и ребёнку». «Формирование образа матери через произведения искусств».
  6. Синицына Ирина Александровна, логопед, логоритмист, член-корреспондент Международной Академии Изобретателей и авторов научных открытий. «Богатство и уникальность многовековой традиции во воспитания».
  7. Уваров Владмимр Николаевич, режиссер,художественный руководмитель православного драматического театра «Странник», Санкт-Петербург. «Православный театр»
  8. Игумен Марк.Свято-Пафутьева Боровский монастырь «Творчество и православное учение о спасении».
  9. Бурляев Николай Петрович, президент Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент Международного Театрального фестиваля и кинофорума «Золотой Витязь». «Культурная революция-мутация русского духа».
  10. Кириенко Зинаида Михайловна, народная артистка РФ, лауреат государственной премии СССР. Творческая встреча.
  11. Стрельцова Елена Ивановна, критик, кандидат искусствоведения.«Духовный аспект драматурги Владимира Малягина».
  12. Раева Вера Михайловна, ведущий научный сотрудник Российской Академии Образования, кандидат психологических наук. «Воспитательный потенциал театра и других видов искусства в развитии общей мотивации к самореализации. Возможности арттерапии».
  13. Залесский Алексей Михайлович, журналист. «О пользе школьных фестивалей»
  14. Лагунов Анатолий Николаевич, руководитель театральной группы «Ковчег» при воскресной школе Свято-Пафутьева Боровского монастыря. «Об особенностях постановки спектаклей эпического содержания»

ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ театральной группы «Ковчег» при воскресной школе Свято-Пафутьева Боровского монастыря. «Авдотья-рязаночка» - Былина в поэтическом переложении Бориса Шергина.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика