Департамент культуры города Москвы
   
 

Революция как следствие проигранной духовной брани русского духа была направлена своей разрушительной силой на уничтожение русских храмов. Трагической вехой на этом пути было крушение кремлевского Чудова монастыря, посвященного архангелу Михаилу и воплощавшего торжество космоса – над хаосом и истории – над апокалипсисом, репетицией которого были времена татарщины на Руси. Ибо святитель Алексий Московский, основатель Чудова монастыря, отправляется в Орду не просто исцелить Хайдулу, но помочь Руси избежать набегов ордынцев, которые, разочаровавшись в силе русского Бога, могли бы прибыть на Русь всей своей губительной мощью.

Столкновение истории и апокалипсиса – основная тема драмы А.Пушкниа «Борис Годунов», духовное пространство которой разворачивается между Чудовым монастырем, оплотом памяти, нравственной силы и творческого потенциала русского духа, призванного творить священную историю Руси, - и апокалиптическими стихиями мира сего.

Без этих духовных координат смысл драмы Пушкина неясен, а комментарием к драме становится вся русская история, и история революционных событий 1917 года – прежде всего.

События 1612 года становятся комментарием к революции, а трагедия 1917 года – комментарием к Смутному времени.

Закрытый еще в 1919 году, соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 года, а в 1930 году уничтожили и Чудов монастырь.

День разрушения храма выбран неслучайно. 17 декабря отмечается память мученицы Иулиании Илиопольской, вдохновившейся страданиями св. Варвары и объявившей себя христианкой. Имя Иулиания носила сестра святителя Алексия, сама достигшая святости. Родные сестры святителя Алексия свв. игумения Иулиания и монахиня Евпраксия –– по благословению святителя Алексия стали первыми насельницами основанной им женской обители, причем первой на Руси, известной ныне как Зачатьевский монастырь и посвященной изначально памяти св. Алексия Человека Божия. День памяти святых жен – 16 мая. Возможно, 17 декабря отмечаются именины Иулиании Московской. В наши дни в святцах есть 10 древних святых с этим именем.

Примерно в те же годы, в 1365 году, было положено начало Чудову монастырю: «Основатель сей достопамятной обители св. Алексей, митрополит всея России. В мае месяце 1365 года он заложил каменную церковь во имя архистратига Михаила на память чуда в Хонех. Окончив строение в один год и освятив сей храм, он учредил при оном общежительный монастырь…». 

Символический смысл чуда состоит в защите архистратигом Михаилом от язычников православной святыни – посвященного ему Храма.

История храма начинается со времени, когда святитель Алексий в августе 1357 года побывал в Золотой Орде, где он смог уцелеть среди ордынских придворных интриг и исцелить от тяжелой глазной болезни Тайдулу - жену хана Узбека, при котором в Орде официально приняли ислам. Благодарная ханша – мать сыновей Тинибека и Джанибека (последний и призвал святителя Алексия в орду) – дала святителю грамоту, «ярлык», освобождавший Русскую Церковь от дани, поборов и притеснений со стороны светских властей. Тайдула также передала Алексию землю ордынского подворья в московском Кремле. В русских летописях ханша обрусела. Исцеление Тайдулы ярко описано в романе Дмитрия Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские».

Клеймо иконы «Святитель Алексий с житием» (XVI).

МОНАСТЫРЬ ИГРАЛ РОЛЬ УДРЕЖИВАЮЩЕГО, не давая злу распространится по Святой Руси. Вот тому несколько примеров:

Василий Темный держал под стражей в Чудовом монастыре митрополита Исидора, который на Феорраро-Флорентийском соборе (1438-1439) принял латинство.

«1602 [года] бежал в Литву из Чудова монастыря монах Герман, посвященный в дьяконы, сын стрелецкого сотника, Григорий Отрепьев и, назвавшись царевичем Димитрием, в Угличе убиенным, доступил до престола царского;

но чрез одиннадцать месяцев всенародно предан смерти – труп его, выставленный на позор, через три дня сожжен и прах его развеян. По истреблении Лжедмитрия свергну был с патриаршего престола и венчавший его на царствие Игнатий», ставший вторым патриархом на русском престоле. Грек по национальности, он был единственным отечественным патриархом, близким по типу возрожденческим папам, и печально выделявшимся в той же мере, как Александр VI Борджиа (папа с 1492), казнивший Савонаролу.  «Он, скованный, содержался под стражей в Чудове монастыре, откуда спасся бегством и умер в Риме». как и митрополит Исидор.

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМЕ «БОРИС ГОДУНОВ» А.С.ПУШКИН противопоставляет Чудов монастырь – всему русскому миру смутного времени. Смутное время у Пушкина воссоздано удивительно похожим на репетицию революции 1917 года и апокалипсиса. Поэтому Чудов монастырь предстает как духовная твердыня в окружении предапокалиптической стихии, а архангел Михаил, покровительствующий Чудову монастырю, предстает, прежде всего, как апокалиптический всадник.

Чудов монастырь – воплощение устойчивости Руси. Выйдя за его стены, Григорий Отрепьев становится той стихией, которая поднимает из глубин русской души грех и тьму, так что предапокалиптическая Россия становится апокалипитческой.

Апокалипитческая Россия импульсивна, Пушкин показывает, как на смену ПАМЯТИ в русской душе приходит ВЛАСТЬ ИСКУШЕНИЙ.

В ОСНОВЕ КУЛЬТУРЫ ПОКАЯНИЯ У ПУШКИНА ЛЕЖИТ КУЛЬТУРА ПАМЯТИ.

Память в драме «Борис Годунов» – важное условие покаяния и обретения творческих сил, необходимых для созидания истории. Пушкинские герои делятся на помнящих об убиенном царевиче Димитрии и непомнящих или нежелающих помнить.

Не случайно вслед за репликой Воротынского:
Теперь не время помнить,
Советую порой и забывать,

- следует сцена в Чудовом монастыре, в которой старец-летописец Пимен, прототипом коего был святой летописец Нестор, предстает как аллегория или как воплощение Памяти, ибо говорит:

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.

 

Без памяти об убийстве святого царевича Димитрия невозможно покаяние, без покаяния и очищения не сойдет в душу благодать. Таким образом у Пушкина благодать и память противопоставлены искушениям мира, помутняющим рассудок. Поэтому Пимен утешает Григория так:

Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел. 

Далее в речи Пимена, обращенной к Григорию, противопоставляется царское достоинство, позволяющее искушаться всеми соблазнами мира и плоти, и монашеская благодать, дающая духовной мир и блаженство через отречение от искушений. Пимен доказывает это на примере Иоанна Грозного, обставившего свою жизнь атрибутами монашеского быта, назвавшегося игуменом и мечтавшего о пострижении. Доказывает это и на примере Федора Иоанновича.

В поэтической драме монашество выше царства, - именно большее на меньшее меняет Гришка Отрепьев. 

Пушкин строит историческую драму по принципу контраста: за констатацией удобства беспамятства в миру следует сцена памяти в Чудовом монастыре.

За утверждением примата монашества над светской властью в келье старца Пимена – сцена в царских покоях, где Годунов говорит:

«Достиг я высшей власти», - словно эта власть имеет абсолютную ценность и достоинство.

В мире контрастов важен нравственный выбор каждого отдельного человека между добром, историческим воплощением которого становится Чудов монастырь, и апокалиптическим злом, бушующем в мире. От выбора каждого конкретного человека зависит судьба России в целом.

Вместе с тем, каждый совершает выбор между любовью – и отсутствием любви. Имя архангела Михаила переводится «яко Бог», Бог – Любовь. И под покровительством архангела царит в монастыре любовь, показанная на примере отеческих наставлений Пимена послушнику Григорию.

В мире над любовью возвышается страсть манипулировать ближним, которая особенно полно проявилась в отношениях Отрепьева и Марины Мнишек, доводящей готового отречься от роли самозванца ради любви к ней Отрепьева до ожесточенной жажды власти с целью отомстить надменной полячке за отказ от его любви. Но именно этой воли к власти и нужно Марине от своего спутника, и она опять соглашается на роль его возлюбленной.

В мире любовь трагична, смешана с коварством и политическим расчетом, с преступлениями. Чистой любви в мире нет, точнее не показано Пушкиным. Отсутствие любви – важнейший признак апокалиптических времен.

ПУШКИН ВОССОЗДАЕТ СОБЫТИЯ 1612 ГОДА ТАК, ЧТО В НИХ ЛЕГКО УЗНАЮТСЯ КАТАКЛИЗМЫ 1917-го.

Именно из Чудова монастыря, в котором царская династия вымаливала детей (например, Василий III, вымоливший рождение Иоанна Грозного; царь-страстотерпец Николай II) и крестила их, прозвучало последнее пророчество о конце Царской династии.

Насельником Чудова монастыря был подвижник благочестия ХХ в. – Игумен Герасим (в миру Георгий Анциферов) (1829–1911), который поступил в обитель 4 июля 1850 г. Здесь батюшка принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. Отец Герасим удостоился получить по молитвам святителя Филарета Московского (Дроздова) (1782–1867) дар прозорливости.

Дело было так. Рядом с Чудовым монастырем располагались Митрополичьи покои, в которых жил святой Филарет Московский, сделавший послушника Георгия своим келарем. В сонном видении святителю был открыт день его блаженной кончины, поэтому, готовясь к переходу в вечность, он поочередно спрашивал монахов, что каждый из них хотел бы от него получить.

- Благодать Божью, которая на Вас почиет, владыко! – ответил Герасим, когда очередь дошла до него.

- Даю тебе мою рясу, и будешь иметь дар прозорливости, - улыбнулся святитель в ответ, благословляя своего ученика так же, как пророк Илия благословил Елисея.

Самое известное свидетельство прозорливости старца связано с приездом в Чудов монастырь Государя. Вскоре после рождения наследника император Николай Александрович пожелал отслужить благодарственный молебен у мощей святителя Алексия в обители, в которой недавно молил о даровании сына.

Подходя поцеловать крест в руках о. Герасима, Царь решил выразить благодарность за рождение цесаревича Алексея (1904–1918).

- Все равно ты последний в Роде, - ответил прозорливец.

Эти слова потрясли Евгению Леонидовну, в замужестве Четверухину (1883–1974), которая и свидетельствует о них.

СХОДСТВО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ С РЕВОЛЮЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ДРАМЕ ПУШКИНА КАК МИНИМУМ СЕМЬЮ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПАРАЛЛЕЛЯМИ:

- ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ ЦАРЯ СО СТОРОНЫ ЭЛИТЫ: ПОДОБНО ПУШКИНСКОМУ ПРИДВОРНОМУ ШУЙСКОМУ, а также боярам, ворвавшимся погубить отпрысков Годунова, таким как Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов, В 1917 ГОДУ БЫЛИ ГЕНЕРАЛЫ-ИЗМЕННИКИ: Начальник Штаба Государя, генерал-адъютант АЛЕКССЕВ… его сообщник ген. Лукомский, Главнокомандующий Северным Фронтом, генерал-адъютант РУЗСКИЙ… Ген. Адъютант Эверт, Брусилов, ген. Лавр Корнилов, сразу же после отречения Государя назначенный революционным правительством на должность командующего войсками Петроградского военного округа.

- СМУТА В ОТЕЧЕСТВЕ В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ПРОИЗОШЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЗАГРАНИЦЫ, С ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ. В 1612 ГОДУ – АРМИЯ ВООРУЖЕНА НА СРЕДСТВА РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА ОСУЩЕСТВИЛАСЬ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЛИВАНИЙ АМЕРИКИ И СТРАН ЕВРОПЫ.

- ЛЖЕДМИТРИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПУШКИНСКИЙ, И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭЛИТА, УВЕРЕНЫ, ЧТО РУССКИЕ ЛЕГКО ОТРЕКУТСЯ ОТ ВЕРЫ И ЛИБО ПЕРЕЙДУТ В КАТОЛИЧЕСТВО (1612), ЛИБО СТАНУТ АТЕИСТАМИ (1917).

- ОБОИМ ЭПОХАМ СРОДНИ ИНТЕНЦИЯ: «КТО БЫЛ НИКЕМ – ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ»: САМОЗВАНЕЦ СТАЛ ЦАРЕМ, А РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НАРОД БЫЛ ПРОВОЗГЛАШЕН ДИКТАТОРОМ, ТО ЕСТЬ ИНИЦИАТОРОМ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА.

- В ПЕРИОДЫ БЕЗВРЕМЕНЬЯ РУСЬ ПРЕБЫВАЛА ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ БОГОРОДИЦЫ (КАЗАНСКОЙ – В 1612. ДЕРЖАВНОЙ – С 15 МАРТА 1917 ГОДА).

- АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ СТАНОВИЛОСЬ ПАТРИАРШЕСТВО.

- ОБЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАТАСТРОФЫ ЗАВЕРШАЮТСЯ НЕВИННОЙ ГИБЕЛЬЮ ДЕТЕЙ: в царский дворец ворвались Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов.  За ними трое стрельцов. – ВСЕ ОНИ СТАЛИ УБИЙЦАМИ ДЕТЕЙ ГОДУНОВА В ДРАМЕ ПУШКИНА: ДОЧЕРИ КСЕНИИ И СЫНА ФЕДОРА – НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА. В 1917 году основным исполнителем убийства царских детей и царской семьи в целом – стал Я.М. Юровский.

ОДНАКО ЕСТЬ ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ В ДУХЕ ДВУХ ЭПОХ:

В 1612–1613 гг. народ через покаяние пришел к избранию царя, а следовательно, и новой царской династии, тем самым продолжив творить Священную историю государства Российского. В результате событий 1917 года безвременье затянулось на долгие десятилетия, а государственный атеизм ощутим и сейчас, особенно в сфере образования. К тому же его продолжают разрушать: сокращаются часы, выделяемые на изучение русской и зарубежной литературы, количество курсовых проектов, - а следовательно, сокращается и число педагогов, а квалифицированные сотрудники вынуждены покидать вуз.

История дает одни уроки,
Как ментор, как учитель, - значит
В веках блуждать придется нам до срока,
Но этот срок никак не обозначен. 
А как хотелось бы, чтоб ментор опыта,
И памяти, и знанья, и истории
По-матерински обнял, но расколота
Душа и поросла травою сорною,
И от любви все больше засоряется,
Когда Творец к нам с ласкою склоняется.
Господь любил нас в прошлый век – и розги
Войны и революции хлестали,
Но это лучше – ведь учитель грозный
Нас мог себе навеки предоставить.
В грехах сидящей, как в подвале,
Душе казалось бы, что Солнца льются,
Чтоб в этой прелести не умерли – терзали
Нас следствия безбожной революции.
Господь! – Ты Солнце мира и Истории.
Вокруг Тебя – все наши обороты.
Сойдя с пути, хоть узкого, но торного,
Блуждаем мы среди болота.
Лишь в Солнце – преизбыток Солнца,
Лишь в свете – преизбыток света.
И если жизнь течет и время льется,
То значит – Господом она согрета,
И на Земле Любовь еще найдется.


© 2001-2016, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-07-18 (касса), (495) 915-75-21 (администрация)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Написать письмо в администрацию театра
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64


Яндекс.Метрика