Революция как следствие проигранной духовной брани русского духа была направлена своей разрушительной силой на уничтожение русских храмов. Трагической вехой на этом пути было крушение кремлевского Чудова монастыря, посвященного архангелу Михаилу и воплощавшего торжество космоса – над хаосом и истории – над апокалипсисом, репетицией которого были времена татарщины на Руси. Ибо святитель Алексий Московский, основатель Чудова монастыря, отправляется в Орду не просто исцелить Хайдулу, но помочь Руси избежать набегов ордынцев, которые, разочаровавшись в силе русского Бога, могли бы прибыть на Русь всей своей губительной мощью.

Столкновение истории и апокалипсиса – основная тема драмы А.Пушкниа «Борис Годунов», духовное пространство которой разворачивается между Чудовым монастырем, оплотом памяти, нравственной силы и творческого потенциала русского духа, призванного творить священную историю Руси, - и апокалиптическими стихиями мира сего.

Без этих духовных координат смысл драмы Пушкина неясен, а комментарием к драме становится вся русская история, и история революционных событий 1917 года – прежде всего.

События 1612 года становятся комментарием к революции, а трагедия 1917 года – комментарием к Смутному времени.

Закрытый еще в 1919 году, соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 года, а в 1930 году уничтожили и Чудов монастырь.

День разрушения храма выбран неслучайно. 17 декабря отмечается память мученицы Иулиании Илиопольской, вдохновившейся страданиями св. Варвары и объявившей себя христианкой. Имя Иулиания носила сестра святителя Алексия, сама достигшая святости. Родные сестры святителя Алексия свв. игумения Иулиания и монахиня Евпраксия –– по благословению святителя Алексия стали первыми насельницами основанной им женской обители, причем первой на Руси, известной ныне как Зачатьевский монастырь и посвященной изначально памяти св. Алексия Человека Божия. День памяти святых жен – 16 мая. Возможно, 17 декабря отмечаются именины Иулиании Московской. В наши дни в святцах есть 10 древних святых с этим именем.

Примерно в те же годы, в 1365 году, было положено начало Чудову монастырю: «Основатель сей достопамятной обители св. Алексей, митрополит всея России. В мае месяце 1365 года он заложил каменную церковь во имя архистратига Михаила на память чуда в Хонех. Окончив строение в один год и освятив сей храм, он учредил при оном общежительный монастырь…». 

Символический смысл чуда состоит в защите архистратигом Михаилом от язычников православной святыни – посвященного ему Храма.

История храма начинается со времени, когда святитель Алексий в августе 1357 года побывал в Золотой Орде, где он смог уцелеть среди ордынских придворных интриг и исцелить от тяжелой глазной болезни Тайдулу - жену хана Узбека, при котором в Орде официально приняли ислам. Благодарная ханша – мать сыновей Тинибека и Джанибека (последний и призвал святителя Алексия в орду) – дала святителю грамоту, «ярлык», освобождавший Русскую Церковь от дани, поборов и притеснений со стороны светских властей. Тайдула также передала Алексию землю ордынского подворья в московском Кремле. В русских летописях ханша обрусела. Исцеление Тайдулы ярко описано в романе Дмитрия Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские».

Клеймо иконы «Святитель Алексий с житием» (XVI).

МОНАСТЫРЬ ИГРАЛ РОЛЬ УДРЕЖИВАЮЩЕГО, не давая злу распространится по Святой Руси. Вот тому несколько примеров:

Василий Темный держал под стражей в Чудовом монастыре митрополита Исидора, который на Феорраро-Флорентийском соборе (1438-1439) принял латинство.

«1602 [года] бежал в Литву из Чудова монастыря монах Герман, посвященный в дьяконы, сын стрелецкого сотника, Григорий Отрепьев и, назвавшись царевичем Димитрием, в Угличе убиенным, доступил до престола царского;

но чрез одиннадцать месяцев всенародно предан смерти – труп его, выставленный на позор, через три дня сожжен и прах его развеян. По истреблении Лжедмитрия свергну был с патриаршего престола и венчавший его на царствие Игнатий», ставший вторым патриархом на русском престоле. Грек по национальности, он был единственным отечественным патриархом, близким по типу возрожденческим папам, и печально выделявшимся в той же мере, как Александр VI Борджиа (папа с 1492), казнивший Савонаролу.  «Он, скованный, содержался под стражей в Чудове монастыре, откуда спасся бегством и умер в Риме». как и митрополит Исидор.

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДРАМЕ «БОРИС ГОДУНОВ» А.С.ПУШКИН противопоставляет Чудов монастырь – всему русскому миру смутного времени. Смутное время у Пушкина воссоздано удивительно похожим на репетицию революции 1917 года и апокалипсиса. Поэтому Чудов монастырь предстает как духовная твердыня в окружении предапокалиптической стихии, а архангел Михаил, покровительствующий Чудову монастырю, предстает, прежде всего, как апокалиптический всадник.

Чудов монастырь – воплощение устойчивости Руси. Выйдя за его стены, Григорий Отрепьев становится той стихией, которая поднимает из глубин русской души грех и тьму, так что предапокалиптическая Россия становится апокалипитческой.

Апокалипитческая Россия импульсивна, Пушкин показывает, как на смену ПАМЯТИ в русской душе приходит ВЛАСТЬ ИСКУШЕНИЙ.

В ОСНОВЕ КУЛЬТУРЫ ПОКАЯНИЯ У ПУШКИНА ЛЕЖИТ КУЛЬТУРА ПАМЯТИ.

Память в драме «Борис Годунов» – важное условие покаяния и обретения творческих сил, необходимых для созидания истории. Пушкинские герои делятся на помнящих об убиенном царевиче Димитрии и непомнящих или нежелающих помнить.

Не случайно вслед за репликой Воротынского:
Теперь не время помнить,
Советую порой и забывать,

- следует сцена в Чудовом монастыре, в которой старец-летописец Пимен, прототипом коего был святой летописец Нестор, предстает как аллегория или как воплощение Памяти, ибо говорит:

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.

 

Без памяти об убийстве святого царевича Димитрия невозможно покаяние, без покаяния и очищения не сойдет в душу благодать. Таким образом у Пушкина благодать и память противопоставлены искушениям мира, помутняющим рассудок. Поэтому Пимен утешает Григория так:

Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел. 

Далее в речи Пимена, обращенной к Григорию, противопоставляется царское достоинство, позволяющее искушаться всеми соблазнами мира и плоти, и монашеская благодать, дающая духовной мир и блаженство через отречение от искушений. Пимен доказывает это на примере Иоанна Грозного, обставившего свою жизнь атрибутами монашеского быта, назвавшегося игуменом и мечтавшего о пострижении. Доказывает это и на примере Федора Иоанновича.

В поэтической драме монашество выше царства, - именно большее на меньшее меняет Гришка Отрепьев. 

Пушкин строит историческую драму по принципу контраста: за констатацией удобства беспамятства в миру следует сцена памяти в Чудовом монастыре.

За утверждением примата монашества над светской властью в келье старца Пимена – сцена в царских покоях, где Годунов говорит:

«Достиг я высшей власти», - словно эта власть имеет абсолютную ценность и достоинство.

В мире контрастов важен нравственный выбор каждого отдельного человека между добром, историческим воплощением которого становится Чудов монастырь, и апокалиптическим злом, бушующем в мире. От выбора каждого конкретного человека зависит судьба России в целом.

Вместе с тем, каждый совершает выбор между любовью – и отсутствием любви. Имя архангела Михаила переводится «яко Бог», Бог – Любовь. И под покровительством архангела царит в монастыре любовь, показанная на примере отеческих наставлений Пимена послушнику Григорию.

В мире над любовью возвышается страсть манипулировать ближним, которая особенно полно проявилась в отношениях Отрепьева и Марины Мнишек, доводящей готового отречься от роли самозванца ради любви к ней Отрепьева до ожесточенной жажды власти с целью отомстить надменной полячке за отказ от его любви. Но именно этой воли к власти и нужно Марине от своего спутника, и она опять соглашается на роль его возлюбленной.

В мире любовь трагична, смешана с коварством и политическим расчетом, с преступлениями. Чистой любви в мире нет, точнее не показано Пушкиным. Отсутствие любви – важнейший признак апокалиптических времен.

ПУШКИН ВОССОЗДАЕТ СОБЫТИЯ 1612 ГОДА ТАК, ЧТО В НИХ ЛЕГКО УЗНАЮТСЯ КАТАКЛИЗМЫ 1917-го.

Именно из Чудова монастыря, в котором царская династия вымаливала детей (например, Василий III, вымоливший рождение Иоанна Грозного; царь-страстотерпец Николай II) и крестила их, прозвучало последнее пророчество о конце Царской династии.

Насельником Чудова монастыря был подвижник благочестия ХХ в. – Игумен Герасим (в миру Георгий Анциферов) (1829–1911), который поступил в обитель 4 июля 1850 г. Здесь батюшка принял монашеский постриг и был рукоположен в священный сан. Отец Герасим удостоился получить по молитвам святителя Филарета Московского (Дроздова) (1782–1867) дар прозорливости.

Дело было так. Рядом с Чудовым монастырем располагались Митрополичьи покои, в которых жил святой Филарет Московский, сделавший послушника Георгия своим келарем. В сонном видении святителю был открыт день его блаженной кончины, поэтому, готовясь к переходу в вечность, он поочередно спрашивал монахов, что каждый из них хотел бы от него получить.

- Благодать Божью, которая на Вас почиет, владыко! – ответил Герасим, когда очередь дошла до него.

- Даю тебе мою рясу, и будешь иметь дар прозорливости, - улыбнулся святитель в ответ, благословляя своего ученика так же, как пророк Илия благословил Елисея.

Самое известное свидетельство прозорливости старца связано с приездом в Чудов монастырь Государя. Вскоре после рождения наследника император Николай Александрович пожелал отслужить благодарственный молебен у мощей святителя Алексия в обители, в которой недавно молил о даровании сына.

Подходя поцеловать крест в руках о. Герасима, Царь решил выразить благодарность за рождение цесаревича Алексея (1904–1918).

- Все равно ты последний в Роде, - ответил прозорливец.

Эти слова потрясли Евгению Леонидовну, в замужестве Четверухину (1883–1974), которая и свидетельствует о них.

СХОДСТВО СМУТНОГО ВРЕМЕНИ С РЕВОЛЮЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ДРАМЕ ПУШКИНА КАК МИНИМУМ СЕМЬЮ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПАРАЛЛЕЛЯМИ:

- ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ ЦАРЯ СО СТОРОНЫ ЭЛИТЫ: ПОДОБНО ПУШКИНСКОМУ ПРИДВОРНОМУ ШУЙСКОМУ, а также боярам, ворвавшимся погубить отпрысков Годунова, таким как Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов, В 1917 ГОДУ БЫЛИ ГЕНЕРАЛЫ-ИЗМЕННИКИ: Начальник Штаба Государя, генерал-адъютант АЛЕКССЕВ… его сообщник ген. Лукомский, Главнокомандующий Северным Фронтом, генерал-адъютант РУЗСКИЙ… Ген. Адъютант Эверт, Брусилов, ген. Лавр Корнилов, сразу же после отречения Государя назначенный революционным правительством на должность командующего войсками Петроградского военного округа.

- СМУТА В ОТЕЧЕСТВЕ В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ПРОИЗОШЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЗАГРАНИЦЫ, С ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ. В 1612 ГОДУ – АРМИЯ ВООРУЖЕНА НА СРЕДСТВА РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА ОСУЩЕСТВИЛАСЬ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЛИВАНИЙ АМЕРИКИ И СТРАН ЕВРОПЫ.

- ЛЖЕДМИТРИЙ, ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПУШКИНСКИЙ, И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭЛИТА, УВЕРЕНЫ, ЧТО РУССКИЕ ЛЕГКО ОТРЕКУТСЯ ОТ ВЕРЫ И ЛИБО ПЕРЕЙДУТ В КАТОЛИЧЕСТВО (1612), ЛИБО СТАНУТ АТЕИСТАМИ (1917).

- ОБОИМ ЭПОХАМ СРОДНИ ИНТЕНЦИЯ: «КТО БЫЛ НИКЕМ – ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ»: САМОЗВАНЕЦ СТАЛ ЦАРЕМ, А РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НАРОД БЫЛ ПРОВОЗГЛАШЕН ДИКТАТОРОМ, ТО ЕСТЬ ИНИЦИАТОРОМ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА.

- В ПЕРИОДЫ БЕЗВРЕМЕНЬЯ РУСЬ ПРЕБЫВАЛА ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ БОГОРОДИЦЫ (КАЗАНСКОЙ – В 1612. ДЕРЖАВНОЙ – С 15 МАРТА 1917 ГОДА).

- АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ СТАНОВИЛОСЬ ПАТРИАРШЕСТВО.

- ОБЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАТАСТРОФЫ ЗАВЕРШАЮТСЯ НЕВИННОЙ ГИБЕЛЬЮ ДЕТЕЙ: в царский дворец ворвались Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов.  За ними трое стрельцов. – ВСЕ ОНИ СТАЛИ УБИЙЦАМИ ДЕТЕЙ ГОДУНОВА В ДРАМЕ ПУШКИНА: ДОЧЕРИ КСЕНИИ И СЫНА ФЕДОРА – НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА. В 1917 году основным исполнителем убийства царских детей и царской семьи в целом – стал Я.М. Юровский.

ОДНАКО ЕСТЬ ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ В ДУХЕ ДВУХ ЭПОХ:

В 1612–1613 гг. народ через покаяние пришел к избранию царя, а следовательно, и новой царской династии, тем самым продолжив творить Священную историю государства Российского. В результате событий 1917 года безвременье затянулось на долгие десятилетия, а государственный атеизм ощутим и сейчас, особенно в сфере образования. К тому же его продолжают разрушать: сокращаются часы, выделяемые на изучение русской и зарубежной литературы, количество курсовых проектов, - а следовательно, сокращается и число педагогов, а квалифицированные сотрудники вынуждены покидать вуз.

История дает одни уроки,
Как ментор, как учитель, - значит
В веках блуждать придется нам до срока,
Но этот срок никак не обозначен. 
А как хотелось бы, чтоб ментор опыта,
И памяти, и знанья, и истории
По-матерински обнял, но расколота
Душа и поросла травою сорною,
И от любви все больше засоряется,
Когда Творец к нам с ласкою склоняется.
Господь любил нас в прошлый век – и розги
Войны и революции хлестали,
Но это лучше – ведь учитель грозный
Нас мог себе навеки предоставить.
В грехах сидящей, как в подвале,
Душе казалось бы, что Солнца льются,
Чтоб в этой прелести не умерли – терзали
Нас следствия безбожной революции.
Господь! – Ты Солнце мира и Истории.
Вокруг Тебя – все наши обороты.
Сойдя с пути, хоть узкого, но торного,
Блуждаем мы среди болота.
Лишь в Солнце – преизбыток Солнца,
Лишь в свете – преизбыток света.
И если жизнь течет и время льется,
То значит – Господом она согрета,
И на Земле Любовь еще найдется.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика