Отправить сообщение

Изображение Captcha


Дегтярёва Р.В.

«И БОГА ГЛАС КО МНЕ ВОЗВАЛ…»
(впечатления после просмотра спектакля «Царь Феодор Иоаннович»)

Начать, наверное, нужно с того, с каким нетерпением я ждала встречи с этим спектаклем.

Интерес вполне понятный: к пьесе А.К. Толстого «Царь Феодор Иоаннович», представляющей взгляд автора на русскую историю Смутного времени, на самодержавие и того, в чьих руках оказывается царственный жезл, обращались, как правило, лишь «солидные» театры, такие как МХАТ, БДТ, Малый и другие. И трудности в осуществлении замысла вполне объяснимы. Во-первых, сама пьеса-трилогия огромна, и современный зритель, привыкший «забегать» в театр после работы, вряд ли выдержит пять часов, которые длится спектакль.  Следовательно, нужно сокращать, с риском выплеснуть вместе с водой и ребенка. Во-вторых, спектакль «затратный», требующий значительных средств для художественного оформления - декорации, костюмы, утварь и прочее. И третье – самое, пожалуй, главное – есть ли в труппе актер, кому по силам воплотить столь многогранную, трагическую историческую фигуру. Это как раз тот случай, когда «Гамлета» играют лишь там, где есть Гамлет…

А тут – Камерная сцена, уютный, почти домашний театр, с небольшой сценой, таким же крохотным залом и фойе, и не имеющий, надо полагать, таких финансовых возможностей, как академические государственные театры. Единственно, в чем не было сомнения, главный герой есть! Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель, заслуженный деятель искусств, и только он! мог и должен примерить «шапку Мономаха»! Даже грима особого бы не потребовалось – настолько, судя по дошедшим изображениям царя Феодора, поразительно их портретное сходство!..

И вот спектакль начался… Через малое время, благодаря ювелирно выстроенной многозначительно выразительной декорации возникает полное ощущение, что пространство раздвинулось, и перед нами не просто царские покои, внутренний сад, кремлевская площадь или паперть, а цитадель, где творилась история Руси, оставшейся после кончины грозного Иоанна на попечении сына Феодора, совершенно с точки зрения его современников, родовитых бояр, не способного управлять ею. Этот взгляд, эта легенда о слабом царе, склонного к религиозной экзальтации, совестливого и доверчивого, чуждого интригам, лукавству и хитромыслию окружения, пережила века и утвердилась в оценках историков и «летописцев» как литературных, так и театральных.

А ведь это было Смутное время: к власти рвались знатные боярские роды Шуйских и Годуновых, во главе которых стояли равно значимые и авторитетные фигуры Бориса Годунова, деверя царя и зятя Малюты Скуратова, – и братьев Ивана и Василия Шуйских, имевших заслуги перед Отечеством на поле брани, и те, и другие имели многочисленных верных сторонников. Страна балансировала на грани гражданской войны, а это – кровь, разруха, всеобщая гибель, – именно это остро чувствовал и более всего боялся  Феодор Иоаннович, а потому стремился всячески примирить противников, сопрячь не сопрягаемое – характеры, амбиции, цели и средства, подчас не выбираемые ради главного «приза» - власти. Для этого нужна была не только мудрость, прозорливость, но глубокий ум, сила духа и поистине христианское терпение и любовь. Но отсюда – и страдание, и трагизм царя Феодора, осознающего тщетность своих усилий, понимающего, что власть и нравственность – вещи несовместимые. Да, тяжела ты, шапка Мономаха!.. И защита – лишь Бог, только Он, Вседержитель способен спасти, лишь на Его, Вездесущего, милость – упование и надежда. Так «читается» финал, когда зрителям предстает потрясающая картина: на сцене, под самые колосники, специально написанные для спектакля иконы, а в центре, у подножия «алтаря» - две маленькие фигуры царя и царицы, верной его подруги и берегини.

Именно таким предстает царь Феодор Иоаннович в исполнении М.Г. Щепенко в одноименном спектакле: не слабоумным, безвольным и немощным, а – мудрым государственным мужем, слабым телесно, но сильным духом, Христовым воином и защитником.

Этот спектакль идет вот уже 15 лет, и всегда – неизменно аншлаг! Люди ходят по 3, 4 и более раз, и каждый поход оборачивается потрясением и душевным трепетом. Независимо от возраста, от социального положения, приверженности к тем или иным «политическим» взглядам и пристрастиям. В чем секрет такой популярности?..  Полагаю, в немеркнущей актуальности спектакля, его художественной выразительности, а также  мастерства и блеска, с каким он понят, поставлен и сыгран! Воистину, «И Бога глас ко мне воззвал…», когда принималось решение –  обратиться к пьесе А.К. Толстого…

Горячая благодарность и низкий поклон всему коллективу, театру-общине, театру – семье, его художественному руководителю Михаилу Григорьевичу Щепенко и директору, режиссеру и изумительной актрисе Тамаре Сергеевне Басниной – за верность идеалам христианства, за их служение во имя добра, миролюбия и красоты!

Невольно вспоминается известное изречение Н.В. Гоголя о театре: «…это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Именно такой «кафедрой»  является «Камерная сцена»!

Зритель и горячий поклонник театра Р.В. Дегтярёва


31.01.2012
Лена

Скажите, а кто у вас создаёт такие красивые костюмы? 

Уважаемая Лена, ответ на Ваш вопрос – это летопись каждого нашего спектакля. Есть целые этапы работы над костюмами, и это долгий рассказ. Поэтому скажем только, что создание костюмов – огромный и кропотливый труд многих людей, где всё начинается с идеи, которая зависит от сценографии, затем создаются эскизы, рисунки, решаются вопросы с материалами и тканями. Как сегодня, так и в прошлые века театральный костюм остаётся предметом специального творчества художников, среди которых есть самые выдающиеся мастера изобразительного искусства и сценографии. Сочиняя костюмы к спектаклям, эти люди создают не просто отдельное произведение, но и важнейший компонент спектакля, даже если речь идёт о бытовых костюмах повседневного обихода, не говоря уже о фантастических или исторических костюмах, воссозданных по крупицам сведений многовековой давности. На сайте театра в разделе «Спектакли» указаны выходные данные к каждому репертуарному спектаклю, где Вы можете узнать интересующие Вас сведения – художников по костюмам, авторов сценографии и т.д. Утверждают окончательные варианты костюмов директор театра Т.С. Баснина и художественный руководитель М.Г. Щепенко. Тамара Сергеевна Баснина является художником по костюмам к ряду спектаклей. Над костюмами у нас трудились Ольга Власова, Наталья Никитан, Татьяна Егорова, Елена Носова, актриса Театра русской драмы Валерия Полякова и другие. Отдельное слово об Алексее Мамонове и Владимире Тюрине –  известных в театральном мире художниках, чей яркий талантливый «почерк» зрители видят в спектаклях «Царь Фёдор Иоаннович», «Муромское чудо», «Женитьба?», «Нежное сердце», «Небесный гость», «Морозко». Практически все идеи художников воплощают в жизнь мастера пошивочного цеха театра – зав. цехом Ольга Андреева, модельер Ирина Маракулина.

С уважением, Театр.


26.01.2012
Regine Sojref

Уважаемые сотрудники театра, 

возможность контакта в этом месте хочу использовать чтобы поздравить с днем рождения Елене Прищеп - всего доброго, счастья и удачи!

Прошу Вас передать мои поздравления - ее телефон я, к сожалению, не нашла. Мой телефон в Германии - /-скрыто администратором сайта-/, можно отправить SMS или сообщение по майл. Спасибо!

Regine


25.01.2012
Екатерина

От имени двух детей шести лет и их мам хочу сказать театру большое спасибо за спектакль "Бенгальские огни". Мы в восторге от сценария (как здорово удалось соединить 4 рассказа в одно целое!), от атмосферы того времени и игры юных артистов. Они настоящие таланты. Только к сожалению в программке не было отмечено, кто исполнял роли Иринки и Гены (спектакль 08.01. в 13.30). Пожалуйста, не ленитесь делать соответствующие отметки, для нас, зрителей, это важно. И еще одна просьба: поставьте, пожалуйста, и другие рассказы Носова. У Вас так здорово получается. Да и Москве очень не хватает спектаклей о детях без сказочного уклона.


Уважаемая Екатерина, спасибо за Ваш добрый отзыв о спектакле «Бенгальские огни».  Уточняем, что 8 января (начало спектакля 13.30) Иринку сыграла Аня Ерхова, Гену – Вася Семёнов. Приносим свои извинения за отсутствие полной информации по исполнителям в программке. Это, конечно, не лень, а досадная случайность. Администрация постарается не допускать подобных недоразумений. Что касается постановки на сцене других произведений выдающегося мастера детской литературы Николая Носова, в перспективах  театра есть создание спектакля по мотивам повести «Витя Малеев в школе и дома» об ошибках, горестях, радостях и победах школьных друзей Вити Малеева и Кости Шишкина. 
С уважением, Театр.


09.01.2012
Лена

Почему ваш театр поменял название?


Уважаемая Лена, благодарим Вас за вопрос. Хотим обратить всеобщее внимание, что театр не менял название. Но с января 2012 года в нём нет словосочетания «Камерная сцена» и объясняется это тем, что масштабы деятельности театра не соответствуют значению «камерный», что его достижения давно перешагнули это понятие. Не одно десятилетие помимо напряжённой исполнительской деятельности Театр под руководством Михаила Щепенко ведёт огромную социально-значимую работу. С успехом выступает на больших известных площадках, гастролирует по стране, осуществляет на своей базе обучение двух театральных студий, является учредителем и организатором Международного фестиваля школьных театров «Русская драма» (в 2012 году состоится уже XIV фестиваль), является участником Международного театрального форума «Золотой Витязь», Сретенского фестиваля, в рамках Международных Рождественских образовательных чтений ежегодно проводит секцию «Православие. Воспитание. Театр.» – и это лишь часть общественной работы Театра русской драмы. Стоит отметить, что изменения в названии планировалось осуществить ещё несколько лет назад. Это было сопряжено с возведением второй очереди театра. Однако в связи с тем, что строительство нового здания затягивается, но де-факто Театр продолжает вести масштабную деятельность, а также в связи с проводимой в стране государственной реформой Театра, недавно наш театр принял Устав, в котором утверждено официальное название «Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко».


08.01.2012
Виктор

Прости меня Господь за жизнь...

Не гневись на меня, прости, я грешный,

Я столько боли принес за короткую жизнь...

Помоги мне Господь встать на путь верный.


Уважаемый Виктор!
Нам интересно было получить письмо в такой форме. К сожалению, в послании мало информации, и трудно понять, наши спектакли нашли такой отклик в Вашей душе или Вы просто поделились чувствами.  Отзовитесь в Книге отзывов или напишите нам письмо по электронной почте (http://rus-drama.ru/contacts/mail.html).  Будем  рады видеть Вас в числе своих зрителей. Удачи Вам и всего самого доброго! 
С уважением, Театр.


02.01.2012
Наталья

Спасибо актерам и персоналу театра, очень понравился спектакль "Небесный гость", дети от 7 до 9 лет были довольны. Хотя слышала такие комментарии : они ничего не поймут. Всё понятно, особенно когда роли исполняют дети. Единственное, что бы хотелось увидеть, это яркие декорации сцены. И дети ждали самого Небесного гостя, но так и не дождались его на сцене.


Дорогая Наталья!
Спасибо Вам за добрый отзыв о спектакле «Небесный гость», а на Ваше недоумение по поводу непоявления на сцене Небесного гостя отвечу притчей. Человеку стало известно, что сегодня к нему придёт Христос, и человек стал ждать Его. Приходит нищий, просит милостыню, но человек отмахивается: «Не мешай мне ждать Христа». Приходит больной, и человек гонит и его. Приходит бездомный, и с ним человек поступает так же. День заканчивается, и человек недоумевает: «Господи, ты меня обманул!». А Христос отвечает: «Нет, не обманул. Ты что, не заметил? – я три раза к тебе приходил». 
Надеюсь, что Вы теперь разделите наше понимание того, что значит приход к нам Небесного гостя. 
С уважением, художественный руководитель театра М.Г. Щепенко.


21.12.2011
Тaтьяна

Добрый день ! Я обращалась в вашу кассу с просьбой поменять приобретенные мною билеты на 18.12  на 30.12 так как не смогу посетить 18.12 спектакль. Кассир очень не любезно отказала. Закон "О защите прав потребителе "ст 32 , гласит потребитель вправе отказаться .Билеты ГД 005021 , 005021 .005023.Завтра подъеду  к Вам с заявлением. В противном случае обращусь в суд , и общество защиты прав потребителей

 

Уважаемая Татьяна!
На обратной стороне билета для зрителей указаны сводные правила. Возврат билета, согласно установленной организационно-правовой форме, предусмотрен только в случае замены или отмены спектакля, на который он приобретён. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, за информацией обращайтесь к заместителю директора театра Скрипниченко Светлане Викторовне по телефону 8 (495) 915-75-21.
С уважением, Театр.


28.11.2011
Любовь

Когда 5 лет назад мне одна женщина посоветовала сходить в ваш театр посмотреть "Царь Фёдор Иоаннович", и сказала что она смотрела его уже 3 раза, я очень была удивлена ее многократным посещением. Теперь я сама посмотрела уже этот спектакль 4 раза при этом я привела столько знакомых в ваш театр и всем вам огромное спасибо что вы есть за ваш труд. С нетерпением ждем ваших новых спектаклей так как весь ваш репертуар уже просмотрен с огромным удовольствием.

Уважаемая Любовь! Благодарим Вас за отзыв. Будем рады видеть Вас, Ваших друзей и знакомых на премьерах Театра русской драмы в новом сезоне. Готовятся новые постановки - спектакль под рабочим названием "Билетик на второй сеанс" по В. Шукшину и спектакль по произведениям А. Островского и А. Чехова "Лебединая песня".
С уважением, Театр.


02.11.2011
Олеся

Сегодня были на спектакле "Вы спрашиваете как мы поживаем...". Потрясающий спектакль! Столько эмоций, что невозможно всё описать. Смеялись до боли живота! Юмор абсолютно не пошлый, какой можно встретить в других театрах.

Рекомендую всем! Мы оказались очень довольны! :-)


02.11.2011
 
Powered by Phoca Guestbook


© 2001-2018, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-07-18 (касса), (495) 915-75-21 (администрация)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Написать письмо в администрацию театра
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64


Яндекс.Метрика