В Кемерове начался Российский православный театральный фестиваль, в котором принимают участие театры Сибири и два московских. Наш драматический театр не участвует в этом празднике, но участником фестиваля является Новокузнецкий театр кукол "Сказ" со своим спектаклем "Нос", который и показал он 5 ноября на своей площадке.
Мы не можем посмотреть спектаклей театральных коллективов из Омска, Иркутска, Кемерова и других городов. Но нам подарили радость встречи с двумя театрами из Москвы.

Перед спектаклем Московского театра русской драмы "Камерная сцена" выступили с приветственными речами местные официальные лица, а также художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Михаил Щепенко, который оказался исполнителем заглавной роли в спектакле "Царь Фёдор Иоаннович" и к тому же нашим земляком. Артист родился в Новокузнецке и прожил здесь свои первые одиннадцать лет. Этот факт особенно было приятно осознавать после спектакля, когда мы уже знали, какой это талантливый актер. Мне пришлось видеть гениальную трагедию Алексея Толстого в Вологде, Иркутске и Москве. В роли царя Федора были заняты очень хорошие актеры. В Москве в Малом эту роль играл Юрий Соломин.

В тех трех прежде виденных мною спектаклях было больно за царя Федора. Когда смотришь игру Михаила Щепенко, больно за Россию прежде всего. Царь, не желающий заниматься своим прямым делом, не умеющий и не желающий принимать решения, добрый человек, почти святой, но из-за попустительства которого творится зло, вызывал раздражение, негодование, досаду. Это была трагедия государства, а не только личности. Как-то очень современно воспринимался этот руководитель страны, хотя никакого внешнего осовременивания ни в его облике, ни в облике князей, ни в сценографии не было. Спектакль отличает высокая сценическая культура. Сценография в духе минимализма: черный бархат, пустая сцена, посреди которой черный столб, составленный из множества усеченных призм (художник Алексей Мамонов). Выбегающие одновременно из-за кулис князья и бояре разбирают этот "столб" на фрагменты, растаскивая их по сцене, словно государство раздирали на куски. Метафора яркая, мощная, не дающая иных толкований. В белом покрывале кружит меж князей Смерть (Ольга Андреева) и уводит с собой жертву за жертвой. Еще как о живом говорят царь с царицей о князе Шуйском. Но Смерть его уже увела. Увела и мальчика, как бы незримо присутствующего царевича Дмитрия (Матвей Сапегин). Увела задолго до получения царем грамоты, сообщавшей о смерти царевича. Забрала в тот момент, когда еще только наказ на подлое деяние давал слуга Бориса Годунова нанятой няньке Василисе Волоховой (заслуженная артистка России Валерия Полякова). Эти ранние, предвосхищающие трагические события уводы очередного действующего лица делали саму надежду невозможной, а какие-то старания людей остановить несчастье - бессмысленными.

В общем, сплошная нескончаемая трагедия эта наша российская история. Одно из свидетельств тому спектакль, поставленный заслуженной артисткой России Тамарой Басниной и Михаилом Щепенко.

Несколько дней на сцене драматического театра свое искусство представляли гости из Москвы. Дети посмотрели сказку "Два Мороза".
5 ноября Московский театр "Глас" показал свой спектакль "Китеж".

Благая вещь - фестиваль, даже если до нас доходят лишь несколько, возможно лучших спектаклей, а не вся его программа. Что ж, мы и это можем принять с благодарностью.

Новокузнецкая городская газета "Кузнецкий рабочий".
Выпуск № 131 (17990) Четверг, 6 ноября 2003 года


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика