Два отделения – две трагедии, два предательства, два катарсиса, два прозрения… Истории значительных и не очень, респектабельных и незаметных, добрых, ранимых, нервных, равнодушных… разных людей.

Спектакль «Странные, однако, бывают истории…» на сцене Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко родился из ранних произведений Александра Вампилова, написанных более полувека назад.

Сцена – как клетка для щегла: круг, обрамленный веревочными прутьями, крыша, которая то опускается – и тогда мир героев сжимается до одной единственной точки, в которой сходятся их жизни, - то поднимается – и тогда можно вздохнуть, тогда есть еще надежда.

Внутри круга люди, иногда они раздвигают «прутья» и смотрят на нас, поверх нас, мимо нас. Сцена совсем близко, кажется, что подсматриваешь в окно. И видишь чужие жизни, с таким мастерством сыгранные Валерием Андреевым, Валерией Поляковой, Алексеем Зеленковым и другими актёрами.

Сначала очень смешно, но уже понятно, что потом будет грустно. Грустно, оттого что это - про нас. Ищущих, непонятых, одиноких, неверящих, верящих несмотря ни на что. Спектакль не детский, но маленькому человеку, прожившему уже 12 лет, - тоже интересно, иногда смешно, чаще грустно.

Спектакль звучит современно и сегодня. Потому что времена другие, а люди всё те же, потому что сегодняшние молодые жены так же крутят романы с водителями незадачливых пожилых мужей, сыновья спорят о наследстве у постели умирающего, старые друзья, позабытые где-то на обочине большой дороги, по-прежнему не предают, чужие незнакомые люди, случайные попутчики, чьи жизни неожиданно пересекаются с нашими, оказываются самыми близкими, потому что так же, как полвека назад, кричат за окном птицы, и комната, в которой жил в детстве, покажется маленькой и тесной. Потому что иногда в нашей жизни появляется ангел, и мы забрасываем его камнями. А потом понимаем, что нет безгрешных, и ангел – он такой же, как мы, но только смог себе в этом признаться, и уже потому воспарил.

Несмотря на сцепленность с реальностью (два очень натуралистичных пьющих уже третьи сутки командировочных, замученная жизнью, бытом и алкоголизмом постояльцев уборщица в гостинице, извечное «три рубля на опохмел»), спектакль иносказателен. Назидателен? Наверное, нет, по крайней мере, не в большей степени, чем назидательна сама жизнь.

Елена Маргвелашвили


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика