«Общая газета»

Михаил Щепенко поставил в театре «Камерная сцена» «Женитьбу» Гоголя. Казалось бы, ну что еще можно выдумать с этой пьесой, мимо которой прошел редкий режиссер? Но все же - выдумалось. Точнее будет сказать, озарило, потому что режиссер обнаружил один из возможных ключей к синтезу трех Гоголей: Гоголя, смеющегося до слез; Гоголя, плачущего сквозь улыбку; Гоголя, поучающе-го, как надлежит жить - того самого, о котором чуть стыдливо упоминалось прежде в школьных программах, где над больной душой Николая Васильевича гордо воспарял мятежный дух Виссариона Григорьевича.

Михаил Щепенко пошел на откровенный эксперимент: задав тон представлению строками из «Выбранных мест из переписки с друзьями», из «Завещания», он осторожно, не-навязчиво «прослаивает» текст комедии последней публицистикой Гоголя, резко прочерчивая основную мысль: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей?» Таким образом, возникает совершенно неожиданный, чрезвычайно интересный и во многом оправданный контрапункт: в нем и именно в нем соединяются противоречивые, болезненные черты личности и творца.

Этому в сильной степени способствует и музыка спектакля - тревожная, словно фантастическим реализмом окрашенная музыка, что рождается не прикосновением, а касанием рояльных клавиш. От этой музыки даже в самый разгар веселья - неожиданный мороз по коже, словно зрителю постоянно напоминают: смех смехом и останется. Есть нечто выше, чище и значительнее...

Спектакль театра «Камерная сцена», к сожалению, не свободен от излишнего комикования, в котором особенно преуспевают Кочкарев (Андрей Уманец), Яичница (Валерий Андреев). Тем резче, однако, обозначается та линия абсурда, что очень интересно ведут Агафья Тихоновна (Светлана Неговская), Подколесин (Сергей Пришеп), Жевакин (Аркадий Аверин).

Выразительна и интересна сценография Тамары Басниной и Михаила Щепенко, но главное все же не то, что режиссер заставляет воспринять такую знакомую, такую привычную гоголевскую «Женитьбу» как-то совершенно по-новому. Смотришь на этих нелепых, жалких, забавных людишек и ловишь себя на мысли: как же их все-таки полю-бить? Что же надо в себе вырастить для понимания, заинтересованности, сострадания?

А вырастить после этого спектакля – необходимо…

Наталья Старосельская


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика