В преддверии Дня народного единства, который отмечается 4 ноября в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, нельзя не вспомнить об одной из центральных фигур, сыгравшей ключевую роль в прекращении Смуты на Руси — святителе Гермогене.

«Печальник», «печаловаться» —
заботиться, скорбеть, защищать,
спасать от беды и нужды,
жертвовать собой.

Возможно, один из самых действенных способов осознания масштабов исторической личности — это художественное творчество. Уже третий год в Московском театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко идет историческая драма "Царский путь", глубоко и серьезно, на самой высокой ноте искренности, веры, убежденности рассказывая о великом духовном подвиге Патриарха Гермогена.

В рамках сценического действия — огромный исторический период, начинающийся, когда еще жив Борис Годунов и заканчивающийся смертью святителя Гермогена и царя Василия Шуйского. А за этими событиями, вне спектакля, но ощутимо и зримо, мы видим призвание на царство Михаила Романова и годы ярких, благотворных свершений в России. Содержание спектакля не расходится с действительной историей, оно почти документально. Но главное в том, что исторический взгляд, точка зрения авторов и создателей — безусловно христианская.

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Спектакль весь пронизан величием светозарного лика нашего национального героя — Патриарха Гермогена, несет в себе мощный исторический и духовный заряд правды. И очень важно, что посредством театрального искусства в нашем самосознании священномученик вновь встает в полный рост. Это, пожалуй, единственный театр, который действительно творит такое искусство, которое доходит до ума и сердца зрителя, имеет оттиск подлинности. Таким и должен быть традиционный русский театр!»

Патриарх Гермоген, как духовный пастырь и как просто православный человек, в спектакле — это образец абсолютной духовной непоколебимости, несокрушимая скала, о которую остервенело бьются волны Смуты. По-человечески ему страшно и больно, он окружен мерзостью поступков и предательством, но его выбор всегда один — делать так, как это должно истинному христианину. И никогда, ни в жесте, ни в слове, ни в решениях, он не отступает от христианского долга.

Протоиерей Леонид Калинин: «Моему сердцу близко и моей душе радостно то, что Театр русской драмы, руководимый Михаилом Щепенко, реализовал такой грандиозный замысел, осуществив прекрасную постановку. Спектакль раскрывает весь ужас Смуты, показывает незыблемую стойкость Патриарха Гермогена, который в одиночку победил многие тысячи врагов. «Царский путь» имеет огромное значение для патриотического воспитания россиян! В нем правдиво показаны подлость и предательство, вера и верность. А ведь это так важно для нашей молодежи, которая нередко забывает, что проблемы сегодняшнего дня всегда имеют истоки в прошлом. Я восхищен и игрой актеров, и тем, что, в общем-то, минимальными сценическими средствами показано так много, так ярко и так убедительно».

За два часа исторической драмы «Царский путь» перед зрителями проходят образы тех, кто отступил, оступился, предал, изменил… Уязвленный собственной гордыней Лжедмитрий — почти неживой механизм с застывшей гримасой на лице, передвигающийся по сцене будто на ходулях, персонаж предельно неорганичный для Руси и для православия, ясное, хрестоматийное зло, нечто даже не вполне человеческое… Вельможи, погубившие семейство Годуновых: эти, наоборот, традиционно властолюбивы, жадны, беспощадны в своих представлениях о «правильной» жизни… Сложна и противоречива фигура царя Василия Шуйского. Казалось бы, он умеет любить искреннее, но Василий мечется, предает, перечеркивая одни клятвы и давая другие, теряет опору в вере, что в конечном итоге означает падение и смерть.

Капитолина Кокшенева, литературный и театральный критик, доктор филологических наук: «В спектакле показан механизм Смуты, как это начинается, как раскручивается, как путается личное тщеславие и эгоизм, желание дотянуться до короны. А какие значимые слова сказаны о православии: «Если веру потеряем, это последнее, что мы потеряем», и тогда уже трудно будет России выбраться из этой бездны. Спектакль предлагает большой труд для зрителя. Самое главное, что я хотела бы отметить: любая война, внутренняя или внешняя, это всегда война идей. И здесь это очень точно показано».

«Царский путь» — своего рода спектакль-икона, выстроенный по принципам иконописи: на «среднике» — праведник Гермоген, по краям — «клейма» из его жития, где он сталкивается с грешниками разной степени падения. И это дает современному зрителю очень ясное и последовательное христианское видение Смуты. Притом дает так, чтобы избалованный, сбитый с толку бесконечной «шоуизацией» человек не отвернулся и не заскучал, чтобы клиповая пелена экранов померкла перед настоящим искренним театральным творчеством.

Протоиерей Александр Ильяшенко: «Святитель Гермоген занимает совершенно исключительное место в российской истории. События складывались так, что в тяжелейшие времена Смуты его голос был единственно слышимым на всю Россию. Поляки сидели в Кремле, российская государственность была разрушена, бояре продавали и предавали свою Родину. И вопреки всеобщей готовности преклониться перед католической Польшей, принять ее условия, вопреки тому, что слово в защиту отчизны означало для Патриарха смерть, святитель Гермоген не молчал, открыто призывая всех честных людей встать на защиту Отечества.

Один из центральных эпизодов спектакля «Царский путь» — это отражение исторического события, когда к Патриарху пришли бояре с требованием принять программу, ведущую к уничтожению России. На решительный отказ святителя Гермогена, разъяренный боярин выхватил нож и замахнулся на него. Но немощный старец бестрепетно осенил себя крестным знамением и произнес: «Крест честный против твоего окаянного ножа. А ты будь проклят от нас и в сем веке, и в будущем»! Весь облик Патриарха был настолько величественным, эти слова были произнесены настолько бестрепетно и властно, что головорезу стало страшно, и он бросился Патриарху в ноги, прося прощения.

По слову святителя Русь поднялась вопреки тому, что не было центральной государственной власти, преодолела противоречия, казавшиеся непреодолимыми, и смогла изгнать польских захватчиков. Но прежде поляки кинули Патриарха в подземелье, где он умер от холода и голода. Россия вышла из смуты, правда, ценой жизни святителя Гермогена. Но он был готов умереть за свою Родину и веру Православную.

Спектакль, который будет показан ко Дню народного единства и в память святителя Гермогена, очень ярко и исторически верно отражает черты той далекой противоречивой героической эпохи. Мне кажется, что этот спектакль — явление для русской культуры, с которым я всем желаю ознакомиться».

Источник: интернет-издание "Православие и мир"


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика