Кто-то их называет чудаками, кто-то безумцами, а кто-то – учителями – и учителями не только в искусстве, но и в жизни… Тамара Сергеевна Баснина и Михаил Григорьевич Щепенко начали свой совместный творческий путь 35 лет назад, и в течение всей дальнейшей жизни успешно продолжают его. Подобные творческие союзы не редкость в артистическом мире, но только те, кто был внутри такого союза, знают, как трудно его сохранить. Чем ярче индивидуальность каждого из членов такой четы, чем полярнее их творческие темпераменты, тем сильнее действуют внутри силы «на разрыв». Но тем интересней плоды их творческой деятельности. Удивительно, что две такие яркие творческие индивидуальности, как Михаил Щепенко и Тамара Баснина, абсолютно разные и в искусстве, и в жизни, сохранили и прочно «зацементировали» свой союз. Это не значит, что у них нет споров и конфликтов, как личных, так и творческих. Но есть нечто более важное, ради чего они их преодолевают. Это не просто «работа» (как сейчас модно говорить), не просто общая карьера, и даже не просто любовь к искусству. Не слишком заботясь о популярности и рекламе, эти два человека занимаются творчеством в небольшом театре – Московском театре русской драмы «Камерная сцена». За свою «жизнь в искусстве» они создали более 60 спектаклей. Спектаклей, очень разных и по содержанию, и по форме: в их репертуаре представлены самые различные театральные жанры - от трагедии до фарса. Меня всегда удивляет умение режиссёров Щепенко и Басниной соединять верность традициям русского психологического театра с новаторством, простоту – с изощренностью, правдивость со странностью, психологизм – с остротой формы. Эти качества просматриваются в спектаклях, относящихся к разному времени – от «Коня Вороного» и «Царя Фёдора Иоанновича» до «Куликова поля» и «Дон Жуана? Дон Жуана!». Эти же качества присутствуют и в их неординарных актёрских работах. И это опять заслуга двоих: когда один – актёр, другой режиссёр. И наоборот. Но главным результатом их творчества является не только создание спектаклей и не только обширная общественная деятельность, звания, и награды, не только то, что они лауреаты всероссийских и международных фестивалей и организаторы таких фестивалей и ряда других акций, и не только то, что к ним едут учиться режиссёры со всей Росси. - Нет, они прежде всего огромное значение предают процессу духовно – душевного бытия, который существует при возникновении и исполнении спектаклей. Стали банальными слова о «коллективе единомышленников». Жизнь и вся история театра убеждает нас, что создать такой коллектив на длительный срок в действительности невозможно, что это одна из утопий. Поэтому я не совсем уверена, что коллектив Театра русской драмы можно назвать «коллективом единомышленников». Но я уверена, что люди, окружающие Михаила Щепенко и Тамару Баснину, представляют собой уникальную творческую и человеческую общность. Уникальную по качеству воздействия на людей, приходящих в театр.
В.И. Немирович-Данченко говорил, что во многих театрах играется много спектаклей, и только с одного-двух зритель выходит «с грузом». Искусство Т. Басниной и М. Щепенко всегда «с грузом». Этот груз не навязывается, но зрителю таинственным образом хочется его иметь и хранить в своей душе.

– Сейчас в театральных кругах, – говорит Михаил Григорьевич, – стала расхожей идея, противоположная идее, высказанной М. Горьким: художник – «инженер человеческих душ». «Не обольщайтесь, – говорят, – никакие вы не инженеры и никого вы не делаете лучше или хуже». Так могут говорить те только, кто боится ответственности за свой « след» в искусстве. Влияние искусства на человека огромно!

– Инженеры человеческих душ – это, конечно, слишком! – подхватывает Тамара Сергеевна. – Нет, мы разделяем тютчевское : «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». И когда отзывается, чувствуешь смысл своего существования.

Т. Баснина и М. Щепенко отвергают искусство отрицающее, низводящее. Конечно, о примитивной «чернухе» здесь речи быть вообще не может. Но даже в классической драматургии режиссеры «Камерной сцены» пытаются найти произведения не только ставящие вопрос, но и давшие в себе ответ.

– Критиковать - легче, играть отрицательного персонажа – легче, – говорит Т. Баснина, – Пытаться утверждать что-то положительное, конструктивное в порядковом отношении сложнее, чем отрицать и разрушать.

– Это не значит, – продолжает М. Щепенко, – что мы умалчиваем о негативном. Нет! Но в искусстве, на наш взгляд, всегда должен осуществляться пафос возвышенного (по Шиллеру): герой погиб, а идеал жив.
Но говорить о возвышенном непросто. Необходимо внутреннее право режиссера или актера, вообще любого художника, говорить об «идеале». Необходима «выстраданность», проверка самой жизнью. Традиционным для деятелей русского искусства – с одной стороны, выражать в своем творчестве то, что непосредственно происходит с их душой в жизни, а с другой – обязательно жить в соответствии с той программой, которая была заложена в их творчестве. Романтический пафос Лермонтова диктовал его образ жизни. Духовные поиски Гоголя, Толстого и Достоевского, как будто в лаборатории, отрабатывались в их произведениях. Поэты Серебряного века жили так, как декларировали в своих многочисленных художественных манифестах. Сейчас многое изменилось. Творчество все больше перестает быть призванием, а становится профессией, позволяющей зарабатывать деньги. Актер может быть милым, добрым и совестливым человеком и одновременно участвовать в низкопробных сериалах, в порнофильмах и т.п. Писатель может говорить о серьезных нравственных проблемах, а сам жить по законам каменного века. «То – работа, а то – жизнь! Кому какое дело, как я живу и о чем пишу?» - так мыслит большинство. Но Михаил Щепенко и Тамара Баснина верны русской традиции: то, что происходит на их сцене, непосредственно связано с их духовными поисками, а тот «идеал», которому они посвящают спектакль, должен обязательно воплощаться и в жизни. И самое удивительное, что так они сумели жить сами и помогают жить своим ученикам, девять из которых уже заслуженные артисты России.

Пожелаем же союзу Тамары Сергеевны и Михаила Григорьевича в ипостасях режиссёров, актёров, сценографов, педагогов, общественных деятелей – МНОГАЯ ЛЕТА!

С. Аркадина
Газета "Культура" №38 (7701) 1 октября-7 октября 2009г.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика