Не так давно на страницах газеты "Культура" было опубликовано открытое письмо деятелей науки и искусства мэру Москвы Ю.М.Лужкову. В нем шла речь о сложностях, возникших в связи с планом строительства нового здания Московского театра русской драмы "Камерная сцена" под руководством Михаила Щепенко. Сообщаем всем, кто разделяет тревогу авторов письма за дальнейшую судьбу театра, что вопрос о его строительстве решен. Наш корреспондент встретился с заместителем главного архитектора Москвы Евгением ЛЮБИМОВЫМ.

- Сегодня на спектакле вы видели, Евгений Александрович, полный зал и сами убедились, насколько актуальна для него проблема нового помещения .

- Хорошо, что сегодня мы наконец определились, и Юрий Михайлович Лужков принял предпроектный вариант строительства театра. Будем двигать его.

- Для творческого коллектива театра это долгожданная и радостная новость. Хотя концепция строительства весьма экстравагантна, и актеры "Камерной сцены" уже называют друг друга в шутку "детьми подземелья ".

- Надо сказать, что концептуальные градостроительные предложения по поручению мэра подготовил "Моспроект-4". И довольно интересная складывается ситуация. Самое главное, что эта территория - охранная зона объекта культурного наследия, которым является само здание театра. Поэтому архитекторы подняли историю данного участка. Выяснилось, что некогда здесь существовало большое домовладение. Владелец усадьбы, купец, в свое время пристроил к основному зданию ткацкие цеха, а позднее в этих корпусах возник рынок - все это авторам проекта позволило не придумывать и не мучить эту территорию, а учитывая ее прошлое, работать над воссозданием историко-градостроительной среды этой части родного города. Архитекторы предложили очень интересное - практически максимальное использование подземного пространства. По закону в охранной зоне нельзя возводить больших объемов и можно работать только в габаритах тех зданий, которые некогда существовали. Было решено: здесь, на земле, остается только входная группа - фойе и вход в зал. Дальше мы спускаемся на нижние уровни: это и театральное фойе, и зрительный зал. Ну а так как у нормального театра должна быть сценическая коробка, которая занимает большой объем, то архитекторы нашли интересный прием - они вывели ее на уровень земли в том месте, где когда-то стоял один из цехов. В итоге сам театр получается подземный, но много будет построено наземных помещений: репетиционных классов для работы детской и юношеской студий, мастерских, административных кабинетов. С этим предложением согласился Ю.М.Лужков, и это главное. Я надеюсь, что, как только нам будет определено какое-то финансирование, работа пойдет уже на следующем этапе. Это - конкретное проектирование, отработка технологических театральных процессов и строительство.

- Как долго придется ждать нового здания ?

- Здесь объем, в общем-то, небольшой, порядка пяти с половиной тысяч квадратных метров. Я думаю, коробку такого объема вполне возможно сделать и за год. Другое дело, что подземная часть - наиболее трудоемкая, поэтому не менее полутора лет займут сами строительные работы.

Надо еще проект разработать, согласовать его, но, в принципе, если идти от сегодняшнего дня, я думаю, это где-то два - два с половиной года. Знаете, как говорят? Глаза боятся, руки делают. В наши экономически тяжелые времена мы можем подготовить себя к моменту, когда перейдем эту черную полосу и станет легче, тогда будем готовы, имея проектную документацию и готовую техническую строительную часть, быстро приступить к строительству.

- А существует ли прецедент строительства подземного театра, или этот проект в самом деле такой уникальный ?

- Есть пример Большого театра - строится малый зал, подземный. Сейчас, как известно, идет реконструкция, реставрация основного здания Большого театра. Перед ним, под площадью, сделан уже под землей малый зал, он рассчитан на 300 зрителей. Это не репетиционный зал, а дополнительная сцена. Если все получится, она начнет действовать в 2011 году.

- Это тоже связано с местоположением Большого театра, как и многолюдная Таганка ?

- И да, и нет. Конечно, в центре - дорогая и всем необходимая земля, но там были и другие проблемы: старый театр под современные технологии и требования не подходил, у него большая труппа и большая мобильная возможность сценических постановок. Вот и понадобился малый зал, и его спроектировали именно подземным. Так что использование подземного пространства для театра, не только для парковки и технических служб, а непосредственно залов - идея не новая и для Москвы приемлемая.

Газета "Культура" №30 (7693) 6-12 августа 2009г.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика