Учредителями и организаторами Всероссийского Театрального Пасхального Фестиваля «От образа к образу» являются Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, Отдел религиозного образования и духовно-нравственного воспитания Санкт-Петербургской епархии, Православный просветительский центр при приходе храма Феодоровской иконы Божией Матери, Санкт-Петербургский Союз суворовцев, нахимовцев и кадет, Благотворительный фонд «Слава Морская». Известность Фестиваля «От образа к образу» растёт, что свидетельствует о его роли в культурной жизни северной столицы и России в целом.

Председателем фестивального жюри был иерей Дмитрий Сизоненко, среди членов жюри - актёр Иван Краско, общественные деятели.

Благодаря Фестивалю «От образа к образу», зрительская аудитория получила возможность встретиться со спектаклями, направленными на осмысление современных проблем и вечных ценностей. Каждый Театр, вошедший в состав участников Фестиваля, представлял на суд зрителей свои лучшие спектакли, перекликающиеся с концепцией этого Театрального форума.

Художественный руководитель Театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Григорьевич Щепенко так охарактеризовал своё видение участия нашего творческого коллектива в Фестивале «От образа к образу»:

- Главное, что показал Фестиваль в Петербурге, это то, что оказывается, наших коллег из других театров волнуют те же проблемы, что и нас. А именно – выполнение театром христианских начал. Хотя это задача очень непростая. Не знаю, выполнима ли она вообще. Потому что, к сожалению, искусство ставит такие высокие требования перед художником, что уже их более чем достаточно. И большинство художников как раз постоянно говорят о том, что им хватает требований, которые предъявляет само искусство. А если театру еще и ценности христианства учитывать – это уже что-то вроде лишения свободы и некое противостояние. Я думаю, на самом деле это не так. Потому что сама способность к творчеству – Божий дар. И, конечно же, человек должен в идеале созвучать с главным источником творчества, то есть с Творцом. Но повторяю: дело это сверхсложное. Сам Чехов, например, отказывался. Когда его спрашивали, почему с его талантом он не проповедник, он говорил: «Довольно с меня, что я писатель!». Возможно, он был прав. Но сейчас, в наших современных реалиях, мы убеждены в том, что если человечество не станет ценить верные жизненные ориентиры, человеческое бытие не имеет перспектив. О назначении творцов в эпоху рыночной экономики сказано немало. Фестиваль в этом плане позволил нам убедиться, что цель, которую ставит наш театр в нашем своеобразном эксперименте, оказывается, ставится и другими людьми. Мы не одиноки в этом смысле, есть и другие профессионалы, стремящиеся нести в своём искусстве свет христианских начал.

- Михаил Григорьевич, как зрители на Фестивале в Петербурге принимали спектакль «Нежное сердце»?

- Ощущалась творческая радость от взаимодействия с публикой, что нас очень порадовало. Организаторы Фестиваля были искренне рады нашему участию в Фестивале. Театр стал лауреатом Фестиваля. Однако высшей наградой для нас всегда является сердечное единение многих людей, единение сцены и зала, ради которого мы занимаемся театром.

- Водевиль «Нежное сердце» анонсируется словами: «Совсем, возможно, не пустяк». Чем этот спектакль созвучен концепции Театрального Пасхального Фестиваля «От образа к образу»?

- В любом нашем спектакле, независимо от жанра, затрагиваются проблемы, серьёзные и актуальные для сегодняшнего зрителя. Я не знаю водевиля лучше, чем произведение Соллогуба «Нежное сердце». В нем присутствует сердечная и нравственная глубина, которой прочие представители этого жанра не отличаются. Вспомним, как уничижительно ругал водевиль Гоголь. «Камерная сцена» пошла по пути преодоления законов жанра, вернее, она сохранила его во имя того, чтобы выход за рамки имел пронзительное, отнюдь не легковесное звучание. Я убежден, что христианским искусство является не по теме, а по отношению к любой теме. В «Нежном сердце» это отношение по поводу возникновения семьи, на каких основах должна строиться семья, а это вечные вопросы. В чём заложен конфликт спектакля? В том, что для кого-то нужно опираться на материальный интерес, потому что, к сожалению, продажность нынче возросла и сама по себе, и стимулируется извне. Продажность женщин не только буквально, проституция или содержанство, но и продажность в человеческих отношениях, когда, прежде, чем «подружиться» с человеком, сначала заглядывают, что у него в кошельке. Это аргумент серьезный. И другая сторона конфликта – стремление к союзу, основанному на чистых чувствах, на бескорыстном устремлении к другому человеку, к пониманию другого человека как величайшей ценности – это по-христиански. Сегодня деньги делаются высшей ценностью – это страшно и безнравственно. В нашем вроде бы легком водевиле мы застрагиваем такие серьёзные проблемы. Они прямо перекликаются с концепцией Фестиваля «От образа к образу».

О поездке в Санкт-Петербург рассказывают наши артисты.

Заслуженная артистка России Валерия Полякова, исполнительница роли Дарьи Семёновны Бояркиной в спектакле «Нежное сердце»:
- Любое мероприятие, подобное этому Фестивалю – настоящий праздник, который даёт Театру возможность выйти из рамок замкнутого существования, пообщаться с народом. Тем более, выезд в нашу северную культурную столицу. Приём в Санкт-Петербурге был очень радушный. Зал был переполнен, зрители очень доброжелательно воспринимали наш спектакль. Хотя, наверное, для фестивалей это характерно: люди приходят на просмотр, и заранее готовы хорошо воспринимать спектакль, радостно реагировать. Артист купается в таком общении, получая удовольствие. Для спектакля «Нежное сердце» это особенно важно, так как отчасти он построен на контакте со зрителем, есть реплики, которые мы адресуем зрительному залу.

Подготовка была достаточно напряженная, крайне ограниченная во времени. Мы приехали в Петербург рано утром, и с поезда сразу отправились репетировать на сцену. Немного нервничали. Но результат превзошёл ожидания. Я считаю, правильно, что на гастроли мы поехали с таким веселым спектаклем, как «Нежное сердце». Серьезные темы на этом Фестивале были подняты другими театрами. Мы же проявили себя на контрасте и пасхальной радости. В спектакле «Нежное сердце» речь идет о настоящей любви. На мой взгляд, настоящая человеческая любовь тонко, каким-то неуловимым образом перекликается с девизом фестиваля «От образа к образу». Главный герой идет от влюбленности к настоящей любви. В спектакле нет нравоучений, но вместе с тем, в нём всем и каждому даётся хороший урок: жить надо по сердцу, а не только по уму. Тогда всё будет хорошо.

Заслуженный артист России Дмитрий Поляков, в спектакле «Нежное сердце» исполняет роль француза – парикмахера:
- Спектакль прошёл с большим успехом. Зрительный зал малой сцены Петербургского ТЮЗа был переполнен. Зрители стояли между рядами, толпились в дверях. Зал, что называется, «ломился» от народа. Но это был небольшой зал, скорее похожий на учебную аудиторию театрального вуза. Может быть, я не прав, но мне кажется, мы были бы достойны большего количества зрительской аудитории, чем зал, рассчитанный на 80 мест. 700 км коллектив Театра едет в один конец, чтобы в итоге столкнуться с такими досадными проблемами в организации форума. Техническое оснащение Малого зала Петербургского ТЮЗа также оставляло желать лучшего. С нашей стороны при каждом выезде тратятся колоссальные усилия на приспособления к новой площадке, огромные усилия светоцеха, звукоцеха, монтировщиков, которые устанавливают аппаратуру и декорации, и когда в результате спектакль видит небольшое количество людей – это обидно.

Это часть гастролей меня не вдохновила, честно говоря. Вспоминаю замечательный Театральный Фестиваль 2003 года в Кемерово «Кузбасский ковчег». Ни до, ни после я лучшей организации форума не видел. Сцена была предоставлена отличная, между конкурсной программой шло насыщенное общение театральных коллективов между собой. Проводились творческие встречи, «круглые столы» для художественных руководителей, режиссеров, артистов. У нас у всех была возможность обсудить спектакли, поговорить с коллегами из других городов России о жизни их театров. Вечерами каждый театр показывал капустник, приветствия, отрывки из спектаклей своего репертуара, которые не привезли на Фестиваль. По-моему, театральные Фестивали должны быть именно такими, а не просто «приехали – отыграли спектакль – уехали». На Фестивалях непременно должны происходить творческие контакты между участниками. Как живут актеры в провинции, как у них организован театральный процесс. Мне, например, всё это очень интересно.

Безусловный плюс поездок в Санкт – Петербург – возможность посетить достопримечательности северной столицы. Следующий день после спектакля в Петербурге у нас был выходной. Мы обогатили себя экскурсией в Кронштадт, посетили знаменитые музеи и сходили в театр Комиссаржевской на спектакль «Лето и дым».

Актёр Артур Аверин:
- Я актёр, но в этот раз в Петербург ездил в качестве участника по техническому оснащению спектакля. В «Нежном сердце» есть три двери – декорации, которые двигаются, «как живые». Одну из этих дверей я и играл.

Гастроли – это всегда волнительно, это непредвиденные форс-мажорные ситуации, которые устраивают проверку на прочность. Кроме того, в голове невольно крутится вопрос: «Как нас воспримут?». Уверенность в своих силах, конечно, присутствует. Но в своём театре всё отлажено, отточено, знакомо до мелочей, а «незнакомый» зритель и чужая сценическая площадка могут преподнести разные сюрпризы.

На фестивалях ограниченные рамки для подготовки. За очень короткое время нужно всё разгрузить, отладить, настроить, построить, закрепить. Наши спектакли отличаются яркими моментами восприятия, что в плане художественного оформления требует немалых усилий.

Когда после завершения спектакля раздались дружные аплодисменты, стало ясно: наши актёры полностью взяли зрителя. Я тоже почувствовал, что внёс в это свой вклад. Когда актёры выходят на поклон под занавес, в определённый момент они поворачиваются и, указывая на «действующие лица» – двери, которые тоже кланяются зрителю. По реакции зала, когда стали аплодировать моей двери – мне захотелось даже выйти из-за декораций и поклониться зрителям. Но я не страдал от того, что был скрыт за декорациями, я ощущал: на сцене – успех общий.

В поездке на Фестиваль в Петербург дух нашей команды прошел проверку на прочность на «отлично». Никто ни от какой работы не отлынивал, девочки, кроме массы своих забот, помогали нам таскать декорации, чтобы успеть вовремя подготовить площадку для спектакля. Подготовительную рутинную работу делали все вместе. Я в театре довольно давно, с 1992 года. Но в этой поездке на Фестиваль мне открылись новые человеческие грани в коллегах. Когда ехали на поезде из Питера в Москву, я смотрел на наших актёров, таких давно знакомых и родных, и что-то по-новому в сердечке моём открылось. Всех хотелось расцеловать, сказать спасибо за ту радость, которую ощущаешь от удовлетворения, полученного благодаря успеху у зрителей. Это здорово. Ради этого стоило участвовать в Фестивале.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика