Газета «Культура» №35 (7494)

Он никогда не плыл по течению. Это, вероятно, связано с его нравственным максимализмом. Создавать театр - так с нуля. Иметь коллектив - так семью, объединенную одной идеей. Вероятно, здесь кроется причина того, что в 80-е годы в созданном им Театре-студии на улице Чехова на спектаклях "Чайка по имени Джонатан Левингстон", "Однажды утром перед закатом", "Всегда театр!" и других всегда не хватало билетов.

Таким был Щепенко 30 с лишним лет назад. Таков он и теперь.

Он не любит шума и мишуры, он словно бы равнодушен к славе, он не выставляет себя напоказ. Казалось бы, свойство, несовместимое с жизнью театрального деятеля. Но выходит он на сцену в образе царя Федора или полковника Юрия Николаевича ("Конь вороной" Б.Савинкова), или в ином образе, и зал замирает, угадывая в нем не просто замечательного актера и режиссера, но личность, которой нельзя не доверять.

С 1987 года М.Щепенко руководит Московским театром русской драмы "Камерная сцена". Именно этот театр вырос из Студии на улице Чехова. Изменились статус и адрес. Театр обосновался на Земляном Валу, на Таганке. Но сохранился принцип, всегда свойственный режиссеру, - "изменяться, не изменяя". Он продолжает оставаться максималистом, продолжает создавать человеческое братство в отдельно взятом театре. В нынешнем корыстном мире Щепенко создает только некоммерческий театр. Он прошел путем "бедного театра" в социалистические времена и словно готов на этот путь и сегодня, когда время требует пышных и бездумных зрелищ. Это не значит, что его спектакли незрелищны. Он - вахтанговец (не только потому, что окончил Щукинское училище и почитает своего великого учителя Б.Е.Захаву), по своей природе. Ему чуждо на сцене скучное, заурядное, обыденное.

Щепенко - очень серьезный человек. В 50 лет получил третье высшее образование - богословское. И спектакли его серьезны. Он их ставит практически только по принципу "не могу молчать". Он не скрывает самой трагической правды. Но это не чернуха, его спектакли светлы, потому что в них присутствует идеал. Он не верит в любовь, утверждаемую "враждебным словом отрицанья". А еще его серьезность удивительным образом уживается с озорством и юмором. На его "Женитьбе" зрители три с половиной часа умирают от смеха, а уходя, нередко говорят: "Никогда не видел более печального спектакля".

Если говорить о режиссерской палитре Щепенко, то здесь и невероятное разнообразие жанров, и психологизм, и метафоричность, и парадоксальность в решении образов. Но есть еще обязательное наличие "груза" (термин Вл.И.Немировича-Данченко), у Щепенко нет спектаклей без серьезных проблем. Другая особенность - это внятность позиции и языка, для Щепенко необходимо знать, что он услышан и понят. И третья особенность - это то, что Горький относил к сущностным характеристикам русского искусства, - сердечность.

Однако вряд ли все задуманное осуществилось бы без помощника, жены, директора театра, режиссера и актрисы Тамары Басниной. Они - удачный дуэт не только в сфере режиссерской и актерской, но и педагогической, литературной и постановочной.
Когда Щепенко приглашают в другие театры, он отказывается, ибо убежден, что никакие режиссерские изыски, даже отдельные хорошие актеры не в силах создать живой театр, если отсутствует дух. А носителем его может быть только "психология общего дела". Вот почему он руководит не только театром, но и актерским курсом, являясь доцентом Ярославского театрального института. Все актеры Театра русской драмы - его питомцы, составляющие ансамбль талантливых и самобытных актеров: Дмитрий Поляков, Валерия Полякова, Аркадий Аверин, Алексей Савченко, Юлия Щепенко, Валерий Андреев и другие - они могли бы украсить любую труппу, но вместе создают уникальный ансамбль.

Принципом Щепенко является неизменная установка на то, чтобы в спектакли превращались далеко не только пьесы, но литературные произведения, глубоко задевающие ум и сердце и актуальные для современного зрителя. И здесь режиссер идет на риск: ставит прозу не просто нетеатральную, но антитеатральную. Повесть И.С.Шмелева "Куликово поле", например, по прочтении вызывала именно такие ощущения. Но Щепенко идет на эксперимент и выигрывает. Он же является автором инсценировок к ряду спектаклей: "Огней" по А.П.Чехову, "Необойденного дома" по В.Ф.Одоевскому, "Коня вороного" по Б.Савинкову. Он вступает в активное соавторство с В.Соллогубом в спектакле "Беда от нежного сердца" и пишет остроумные куплеты.

Руководство детской и юношеской студией, организация в течение семи лет на базе театра Международного фестиваля школьных театров "Русская драма", введение режиссерских семинаров и лабораторий, преподавание в двух вузах, ежегодное руководство секцией на Международных Рождественских чтениях, публикации теоретических воззрений в органах центральной печати - все это сферы горячего интереса Михаила Щепенко.

Когда он был избран академиком РАЕН, его спросили: "В чем состоит ваше кредо?" Он ответил: "Для меня никогда не было принципиальным служение искусству как высшему кумиру. Искусством может быть и явление отрицательного плана. Есть Великая Идея - она больше чем искусство. Это ни в коем случае не умаляет искусство, а, напротив, возвышает его. Об этом, собственно, сказал Пушкин: "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."

Лидия СЛУЧЕВСКАЯ


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика