Департамент культуры города Москвы
   
 

Отправить сообщение

Изображение Captcha


Екатерина Москвина: Необойденный дом - спектакль, который должен увидеть каждый

Могла ли я когда-нибудь представить, что разведу сырость на детском спектакле, проходящем на сцене Театра кукол? Простите, это во мне тот самый «старый солдат» ворчит. А если серьезно, этот отзыв я пишу на эмоциях, так как мне хочется как можно скорее поделиться своими впечатлениями. И по этой причине заранее приношу свои извинения за сбивчивость рассказа и возможные ошибки.

И все-таки, думала ли я, что на спектакле, заявленном на аудиторию 10+, у меня по щекам будут бежать слезы? Хотя я все-таки хочу убрать акцент на возрасте, так как есть вещи, которые актуальные всем без исключения, независимо от количества прожитых лет.

Итак…Сегодня я посмотрела спектакль «Необойденный дом» в исполнении актеров Театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Он состоит из двух частей. В основе первой – притча Софьи Чистяковой «Две вдовы и незнакомец». Двум женщинам предоставляется возможность проявить любовь и оказать милостыню нуждающимся. «Как счастливы те, кто может кому-то помочь», - сетует скупая вдова. И как ей хотелось бы оказаться одной из таких счастливиц. Но как только у нее появляется шанс совершить доброе дело, вместо «куска хлеба» она кладет в протянутую руку «камень». Т.е. старый дырявый платок. Когда же монах приходит за помощью к ее соседке, та стремглав бросается собирать вещи для погорельцев. Ее старческое ворчание и суетливость в порыве сделать все возможное со своей стороны вызывает улыбку у зрителей. Но это и есть образец чистой добродетели. Когда она на миг задерживает в руках найденную в сундуке новую поддеву, но тут же укоряет себя за то, что позволила себе заглядеться и засомневаться, сердце просто сжимается... Вот оно отличие истинного дела любви от милосердия по обязанности. В конечном итоге всем воздалось по их делам. «Помогая другим, вы спасали себя».

Роли двух вдов блистательно исполнили засл. арт. России Валерия Полякова и Ирина Андреева, а в образе инока до совести героинь и зрителей пытался достучаться Валерий Андреев.

Вторая часть спектакля – это рассказ-притча «Необойденный дом» Владимира Одоевского. Так случилось, что Промыслом Свыше произошла встреча двух совершенно разных людей: мальчика-разбойника и старушки-богомолки, заплутавшей в лесу по дороге в монастырь. Каждый из них был послан другу другу для испытания и для дарования благодати по великой милости. Трижды протягивалась Рука помощи грешнику Федору, и трижды он не решался принять ее. Но видимо, было в его душе еще что-то живое, и потому каждый раз давалась ему возможность встать на путь спасение через покаяние. Лишь на старости лет он так устал и измучился от греха, что наконец осмелился попробовать освободиться от его тяжести. Но и старуха, посланная чтобы вывести разбойника из лесной глуши к свету, тоже трижды проходит испытания своего смирения.

Очень сильный момент, когда в соседних рядах тоже послышались чьи-то вздохи и приглушенные всхлипывания, когда старушка и разбойник вместе приходят в обители, и декорации превращаются в храм, где идет служба, слышатся церковные песнопения и горят свечи. Федор (засл. арт. России Аркадий Аверин) с сердечным покаянием бросается на пол перед иконой, а старица (засл. деят. иск. России Тамара Баснина) тоже обретает свое «вознаграждение».

Признаюсь, до спектакля я была не знакома с этим рассказом. И первым делом, как пришла домой, я скачала электронную версию, чтобы вновь перечитать и осмыслить.

Объединяет эти две истории то, что в обоих случаях Господь сам протягивает руку помощи человеку и ждет от его сердца готовность ее принять. Но некоторые по своей воле отказываются от нее:
«- Я пытался тебя спасти
- Если бы я только знала…»

Но человеку ничего неведомо наперед, да и не нужно ему это знание. Ведь давным-давно даны простые заповеди, следование которым дает человеку истинное счастье и настоящую свободу.

Наверно, мне стоит хотя бы несколько слов сказать о прекрасных декорациях и музыкальном сопровождении, замечательному решению по свету. Хотя меня настолько впечатлил спектакль целиком, а главное его содержание, что говорить отдельно о технических и художественных решениях даже немного неловко. Но тем не менее … Спектакль проходит на сцене Театра кукол, и, разумеется, куклы задействованы в представлении, но играют второстепенную роль . Вот вдалеке виднеется монастырская стена и купола церквей. По тропинке от монастыря спускается фигура, приближаясь, она становится больше, уже различимо черты лица и одеяние. И вот перед нами живой человек. В качестве музыкального сопровождения звучат старинные песни в исполнении Хора Издательского отдела Московского Патриархата под руководством А. Гринденко и музыка заслуженного деятеля искусств России Александра Кулыгина.

А закончу свой отзыв словами Варсофония Оптинского (вот такая совсем не театральная рецензия у меня получилась в этот раз):
«Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня, помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть в тебе это стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю, цел он, и не надо бояться могущих случиться бурь. Без непогоды не обходится никакое обычное плавание, тем паче жизненный путь. Но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Не страшны они, только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех. Если и случится согрешить, верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь.»


28.10.2016
Валентина: Царь Федор Иоаннович

. Постановка интересна. Я с удовольствием рассматривала детали костюмов персоналий. Мне, которой изучение костюма некогда было обязательным предметом, было очень приятно увидеть такую детализацию костюмов. До милых поднизей. Отличная работа художника по костюмам. Вернее всех костюмеров. К таким костюмам очень хотелось увидеть декорации. Мощные. Внушительные. Но их не было. На фотографиях на сайте есть большие шпалеры икон. Пара штук всего. Но и в данном спектакле даже их не было. Но они были очень нужны. Был черный бархатный занавес. И треугольные штуки которые перемещали по сцене. Штуки были то трибуной, то стульями, то дорогой да и много чем ещё. Они давали разноплановость происходящему на сцене. Но понимаете, что то что на сцене происходило само по себе, а всё остальное само по себе. И никак оно не могло слиться в единое. Хорошая игра актёров. Почти побуквенное воспроизведение текста автора. Шикарные костюмы. И они сами по себе, мы, зрители, сами по себе. Не было того маленького штриха которое сделало бы дорожку-сцепку между действием и нами, зрителями.
Хороший спектакль. Интересные решения с вышеупомянутыми треугольными штуками. Мне везёт на спектакли без декораций - тут тоже не было почти ничего, но эти штуки давали многоплановость. В моменты затемнения действующие лица перемещали эти штуки по сцене как в кино замедленными движениями. Переставляли для следующей сцены.
Милый царь Фёдор Иоаннович сначала кажется глупеньким, но потом понимаешь что он просто очень добрый. Слишком добрый. Он хочет сделать всем добро. Такие добрые люди не могут находиться у власти. Потому и правит фактически Годунов. Годунов расчетлив, жестокий и жёсткий политик. сестра Годунова не блаженная, как хотят многие её представить, она так же как муж её - добрая. Царская чета хочет мира и дружбы меж поддаными своими...
Но опять же смотрите сами. Составляете своё мнение


25.10.2016
Лилия: Странные истории

Хочу поделиться впечатлением о спектакле по пьесам Вампилова. Спектакль "Странные, однако, бывают истории" состоял из двух частей, двух историй. От Вампилова простых историй и не ждешь, я пришла с предвкушением интересного путешествия внутрь себя, и может вглубь своей теневой стороны. И ожидания оправдались более чем.
В первом акте подробно разложен инфаркт мужчины, наступивший из-за запутанных и нездоровых близких отношений. Семья ведь так опасна для здоровья..
Герой в бессилии выпутаться практически близок к смерти, смиряется с ней, и чтобы "не тянуть за собой" и пользуясь тем что вокруг все близкие собрались, с усилием проясняет все отношения.
Вроде дотерпел до предела, и с огромным усилием, в аврале, все прояснил, а жить с этим не смог.
Когда герой с нормализовавшимся пульсом, давлением, оказывается в этих ясных отношениях, в новой реальности разом, он сходит с ума. Потому что если в прежней мутоте можно было от себя спрятаться и не замечать свои потребности, то в новой ясности жить психических сил не хватило.
И вторая история, и тоже с темой смерти. Мужчина не смог попрощаться с умершей мамой, откладывал поездку к ней. И было поздно, когда приехал. Он из чувства вины решил помочь первому встречному - отдать ему денег, что хотел дать маме. И пока он не скрывал , из какого чувства действует, а все происходящее усиленно прикрывал ширмой благости, вызывал у людей много агрессии. Его чуть не избили, за этакое белое пальто.
Навешали много проекций, что и мошенник, и сумасшедший. Фактически, отзываясь вокруг него люди раскрывались своим жизненным горестным опытом, и открывались неспособностью бескорыстно помогать.
Так получилось, что тема смерти именно после спектакля стала мне жизненно близка. И позже я не раз вспоминала свои переживания, что и как резонировало с героями у меня, и опиралась на этот опыт. Все же сыгранные истории становятся живыми, когда пропускаешь их через себя. И если актеры играют с душой, то можно прожить вместе с героями, пусть примерно, и только обозначив для себя контуры, но именно прожить.

Театр очень уютный. Сотрудники, которые встречают зрителей - настолько интеллигентны и доброжелательны, их действительно можно назвать служителями искусства.
 Репертуар данного театра не для модных визитов, а скорее для вдумчивого зрителя, ценящего послевкусие.. Играют глубоко и после спектакля про многое хочется поразмышлять. Маленький зал, камерная обстановка, герои кажется живут рядом, на расстоянии руки.


24.10.2016
Агапитова Анастасия: Кошкин дом

Недавно мы с детьми посетили спектакль "Кошкин дом". Спектакль проходил в концертном зале РДГБ, так что мы не могли не пойти =))). В библиотеку мы ездим регулярно, а о существовании такого театра я узнала впервые.
Прекрасные молодые люди с хорошими голосами изображали то жителей города, то бобров-пожарных, то драчливых петушков.
Все герои пропевали свои партии.  Спектакль построен четко по тексту пьесы Маршака, воспринять его могут даже совсем маленькие дети. Единственное, что котят здесь аж четыре штуки. К бурному восторгу младшей дочери Любаши. Сейчас у нее очень популярна кошачья тема, а на Новый год заказаны полосатые ушки с хвостом.
Дети пели очень хорошо, по-настоящему работали на сцене.

Еще хочу отметить минимум декораций - это набор больших разноцветных кубов, которые становятся то стенами кошкиного дома, до роялем,  то столом в жилище свиньи, за которым сидят чумазые поросята.  При этом актеры мастерски изображают петушиную драку и пляску козью на лугу.  =))))
В общем, рекомендую детям от 3 до 8 лет. В нашем случае посещение спектаклей приводит к тому, что Люба потом с удовольствием слушает и книги, по сюжету которых сделана постановка.


22.10.2016
Агапитова Анастасия: Кошкин дом

Недавно мы с детьми посетили спектакль "Кошкин дом". Спектакль проходил в концертном зале РДГБ, так что мы не могли не пойти =))). В библиотеку мы ездим регулярно, а о существовании такого театра я узнала впервые.
Прекрасные молодые люди с хорошими голосами изображали то жителей города, то бобров-пожарных, то драчливых петушков.
Все герои пропевали свои партии.  Спектакль построен четко по тексту пьесы Маршака, воспринять его могут даже совсем маленькие дети. Единственное, что котят здесь аж четыре штуки. К бурному восторгу младшей дочери Любаши. Сейчас у нее очень популярна кошачья тема, а на Новый год заказаны полосатые ушки с хвостом.
Дети пели очень хорошо, по-настоящему работали на сцене.

Еще хочу отметить минимум декораций - это набор больших разноцветных кубов, которые становятся то стенами кошкиного дома, до роялем,  то столом в жилище свиньи, за которым сидят чумазые поросята.  При этом актеры мастерски изображают петушиную драку и пляску козью на лугу.  =))))
В общем, рекомендую детям от 3 до 8 лет. В нашем случае посещение спектаклей приводит к тому, что Люба потом с удовольствием слушает и книги, по сюжету которых сделана постановка.

 

 

 


22.10.2016
Мария: "О том как Иван Змея Горыныча победил"

 

На спектакль мы ходили вдвоем с дочкой и просто отлично провели время. Спектакль понравился нам обеим. Он очень смешной, веселый, забавный, а еще добрый и душевный.

Актеры играют совершенно чудесно и вовлекают в спектакль детей, что здорово! А дети безумно довольны, им смешно, весело, они помогают героям, подсказывают им, пытаются защитить положительных и наказать отрицательных. И это очень здорово, что дети чувствуют себя частью истории.

После спектакля дочка несколько дней вспоминала смешные моменты из спектакля и хохотала рассказывая их! 


20.10.2016
Екатерина: Ангел скорбное понимание

Подвал, склад, коробки, дверь. Где-то за ней – зима и Новый год, куча народа и накрытые столы. В подвале же – всего двое.

И если за закрытой дверью кипит веселье, то в подвале разыгрывается настоящая драма. Ну, во-первых, кто бы обрадовался тому, что его заперли на складе, да еще в преддверии Нового года. Во-вторых, ладно бы с красивой девушкой. А тут – со стариком, да еще страшно принципиальным. Праздник, а он не дает ни банку шпрот сожрать, ни вина выпить, ни покурить. Потому что чужое добро брать нельзя, а курить не положено. Ехидный, хоть и старый.

Банальный конфликт поколений? Не только. Театр Щепенко не был бы самим собой, если бы в эту простую историю не вплелась толика сверхъестественного и размышления о любви, вере и грехе.

Сама пьеса была написана в 80-е, когда начала рушиться система, белое стало черным и наоборот. Магазин, построенный на фундаменте церкви, казался символом несправедливости окружающего мира. Хотелось вернуться к корням и начать все заново. Потому, возможно, и подвал – там ближе старые стены, и иногда кажется, что в них все еще слышны звуки церковного  хора… Или они слышны только разрушителю? Как вечное наказание за то, что погубил. Но почему тогда и тот, второй, тоже прислушивается?

А впрочем, второй ли? Или это туманное зеркало судьбы, показывающее человеку себя самого, в преломлении времени и обстоятельств места…  Переход неведения в скорбное понимание.  А финала – его толком нет. Что, возможно, и правильно.

Дмитрий и Михаил Щепенко играют изумительно.



collage.jpg


14.10.2016
Анастасия: Ангел Скорбное понимание

Не в первый раз прихожу на спектакли вашего театра и каждую встречу убеждаюсь, насколько "верю" играют актеры. Насколько сильно увлекает происходящее на сцене. Насколько хочется задуматься о вечном или наоборот отвлечься от повседневности. И вот новый для себя спектакль, где всего два актера и полтора часа разговоров в закрытом подвале в канун Нового 1981 года. Только вот не терять человечность до сих пор актуально и важно. Спасибо за ваши спектакли! Надеюсь, что до новых встреч!


13.10.2016
Светлана В.: Нежное сердце

Холодным осенним вечером я с дочерью 13 лет попала на спектакль "Нежное сердце" на сцене ЦДРИ.

Это классический водевиль (можно сказать мюзикл времен Пушкина) по пьесе Соллогуба «Беда от нежного сердца» - поэтому было много музыкальных куплетов, шуток, забавных ситуаций и даже "живая" музыка. Но не смотря на веселый настрой спектакля, там поднимется практически один из важнейших вопросов каждого человека - как найти свою вторую половинку. Очень даже актуальный вопрос для мамы подростка и самого подростка
Главный герой пьесы Сашенька (это у него "нежное" сердце) собрался жениться, но не знает, кого выбрать из трех девушек.  Надо заметить, что все предполагаемые невесты очень хороши собой, а жених является единственным наследником немалого отцовского богатства. Сашенька в большом затруднении. Будь его воля он бы всех в жены взял, но нельзя. Лишь благодаря своему отцу, Саша решает эту трудную задачу. Да, в те времена дети ещё слушались родителей.
Очень интересно в спектакле подошли к декорациям, которые представлены всего тремя большими рамы с амурчиками, которые намекают на главную тему спектакля. Кроме того эти рамы очень ярко и образно показывают психологическое состояние героев пьесы.
Василисе же больше всего понравился парикмахер :) Уж очень он забавно Машеньку лентами украшал :)
Спасибо театру Русской драмы за прекрасный вечер и знакомство с творчеством Соллогуба.


12.10.2016
Мари: Нежное сердце

АЛЕКСАНДР (в сторону): Фу ты, пропасть! Опять похорошела! (Ей) Что, бишь, я хотел спросить?
Да, позвольте вас спросить, что вы из меня хотели сделать?
КАТЯ: Как что? Я думала, что вы будете моим мужем. Ну хорошо ли? Ну скажите после этого, на кого вы похожи?
АЛЕКСАНДР: Я похож на матушку! Да не в том дело. Каким мужем хотели вы меня сделать?
КАТЯ: Каким мужем? Обыкновенным.
АЛЕКСАНДР: Да каким обыкновенным?


Хотелось очень мне узнать бы,
В какие именно мужья
Спустя недельку после свадьбы,
Попал бы, грешный, с вами я?
Все пополам у жен с мужьями,
Чем их Господь благословит,
Но как же муж, скажите сами,
Гусара с вами разделит?


Спектакль "Нежное сердце" - классический водевиль, сюжет заключается в незамысловатой любовной интриге, обязательны музыкальные и танцевальные номера. Нет провисания ни на минуту, сценическая "картинка" динамична, движения, мимика, реплики актеров - продуманные, выверенные, точные.

Главный герой - юноша, сын разбогатевшего (чрезвычайно разбогатевшего) купца, завидный жених - ужасно влюбчив. Влюбляется он искренне, страстно, безумно, только уж очень быстро, отвернулся на минуточку от одной, как уже влюблен в другую. Как не воспользоваться такой особенностью молодого человека, обладающего невероятно нежным сердцем, практичным девицам, влюбляющимся тоже искренне, страстно, безумно и тоже чрезвычайно быстро, едва заслышав о двух миллионах жениха.

Как найти девушку, которая полюбит не за деньги? Может быть, как и полагается в классическом водевиле, случится что-то нестандартное, что выявит истинные чувства и намерения всех героев?

Обязательно случится, и все разрешится, кому-то на счастье, а кому-то нет. История напоминает историю "Золушки", но "Нежное сердце" глубже, так как Золушка влюбилась в богатого Принца, знала, кто он такой, и рвалась во дворец. Любила бы она его в несчастье и лишениях, если бы они обрушились на принцеву голову? :)

Легкое приятное послевкусие после просмотра :)


11.10.2016
 
Powered by Phoca Guestbook


© 2001-2016, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-07-18 (касса), (495) 915-75-21 (администрация)
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Написать письмо в администрацию театра
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64