Директор
Государственного учреждения культуры
«Калужский областной экспериментальный молодежный театр-студия «ТЮЗ»
Визгова Валерия Николаевна
заслуженный работник культуры России,
награжденная Русской Православной церковью
орденом III степени Святой равно-апостольной
Великой Княгини Российской Ольги
Литургическое время и практическая деятельность современного театра
на примере Государственного учреждения культуры
«Калужский областной экспериментальный молодежный театр-студия «ТЮЗ»
1991–2004 гг.
«Верую, Господи, и исповедую…», что с того момента как разверзлись небеса в связи с происходящим на Голгофе. И зримо предстал процесс, запечатленный в Новом завете. Зримые его символы: Литургия, православие и праздники запечатлены в годовом цикле церковного богослужения, которое как часы показывает нам Литургическое время. Хотя мы и употребляем такие названия, как время, часы, но четко осознаем, что Литургическое время не «течет», не исчезает, в нем заканчивается одно и начинается другое. Реальность Литургического времени и процесса может быть вскрыта в Рождественском песнопении «Христос Рождается, славите…». В данное время мы пением констатируем, что не родился более 2000 лет назад, а Рождается, т.е Рождение вечное, оно осуществляется и в данный миг моей жизни, и в вечности.
Вечность существует. Путь к Господу есть, знаем мы об этом или не знаем.
И теперь мне предстоит сказать слово о театре, подчас уже само прикосновение со звуком «театр» воспринимается как прикосновение к чему-то темному и грязному, а рассуждение и тем более соприкосновение с театром воспринимается как вступление в зону повышенной опасности…
О Театре, – Государственное учреждение культуры «Калужский областной экспериментальный молодежный театр-студия «ТЮЗ», о маленьком, провинциальном… да еще театре для детей. Который стал областным вот как год, 26 января 2005 г. – ровно год, а до этого 7 лет муниципальный, а до этого 32 года народный коллектив.
С 1994 года осуществлено 34 постановки. Имеющий в репертуаре 11 наименований. С одним режиссером и труппой в 25 человек, дающим до 190 спектаклей в сезон, которые смотрят около 50 тысяч человек, с вместимостью зала 200 мест.
Какой зал (дом) может поделиться радостью, что в нем выступали профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, протоиерей Артемий Владимиров (г. Москва).
Дважды в год к нам в театр приходит правящий архиерей Митрополит Калужский и Боровский Климент на открытие выставки детского рисунка, посвященного Рождеству Христову и Воскресению Христову, которые проходят с 1998 года. Ежегодно на открытии выставки спектакли ТЮЗа смотрят воспитанники воскресных школ области, приезжающие на открытие выставок. Вместе с воспитанниками три раза смотрел наши спектакли Владыка Климент. Выставка длится месяц – Рождественская с 19 декабря по Крещение, и Пасхальная – со вторника Светлой седмицы до 1 июня.
Экспозиция выставки представляет собой сплошной ковер, закрывающий стены фойе, размером 160м2, состоящий из детских рисунков и длинного овального стола, занимающего все фойе с выставленными поделками. Две большие витрины – окна первого этажа, выходящие на улицу – превращаются в витрины-выставки, и везде в фойе, в витринах окаймление соответственно «С Рождеством Христовым!» и «Христос Воскресе!». И все это находится внутри театра, а театр внутри города. И как нельзя пройти мимо, приходя на спектакль ТЮЗа, мимо величайших событий в жизни человечества – Рождества и Воскресения, которые запечатлены в рисунках детей, не имеющих профессиональных навыков, но имеющих «дыхание», которое хвалит Господа. Так и город не может не видеть, что Театр может жить в традициях русской культуры, которая пронизана православием. Это заключается не только в тех событиях-действиях, о которых рассказано выше, и не только в проведении Пасхальных и Рождественских утренников, выездов театра с техникой в Свято-Пафнутьев монастырь на День преподобного Пафнутия, но и в каждой постановке театра. Памятуя, что в одном из первых своих Рождественских посланий святейший Патриарх Алексий II сказал, что верующий в Добро уже сделал первый шаг к вере во Христа. Так и спектакли, поставленные и идущие в ТЮЗе – маленькие, малюсенькие шаги к Вере.
Так получилось, что главный режиссер театра Михаил Визгов не ставит спектакли, связанные с Библейскими сюжетами или с житиями Святых. Позволю себе цитату из статьи о Калужском ТЮЗе, написанную искусствоведом Владимиром Обуховым к 40-летию театра:
«Ныне, когда в умах многих людей царит полнейшая разруха, чуть ли не главнейшая задача ТЮЗа – это врачевание духа, врачевание душ средствами искусства. Притом такого искусства, которое укоренено в православной культуре. Это утверждение может показаться несколько странным и слишком смелым – ведь калужский молодежный театр постоянно ставит вполне современные и зачастую вполне реалистические в своей сценарной основе спектакли. Но дело в том, что любой сценический материал, любые сценические формы разительно преобразуются в театральном действе.
Суть православной культуры – в твердом следовании великим этическим заповедям, в умении видеть малость великого и величие малого. И ТЮЗ постоянно напоминает зрителям, что как бы ни переплетались в жизни зло и добро, а все же черное – это всегда черное, а белое – это всегда белое, и что есть какая-то великая сила, которая полнит собой все жизни, и в сравнении с которой ничтожны самые яркие страсти и самые большие сокровища.
Разумеется, гораздо интереснее утверждать нечто совершенно обратное. Это выглядит оригинальнее, и дивиденды дает немалые: у театральных деятелей, склонных к художественным извращениям, всегда есть и пылкие поклонники, и щедрые меценаты. А все же хочется верить, что главная функция искусства ныне – не разрушение, а созидание, не поиски новизны, а поиски истины. Во всяком случае, калужский ТЮЗ видит свое предназначение именно в духовном строительстве, в утверждении добра.
Калужский ТЮЗ – это коллективный наставник детворы и юношества. Он учит зрителей тому, как надо жить. То есть именно тому, чему школа зачастую не учит школьников, а родители не учат своих детей. В любом тюзовском спектакле заключены извечные вопросы. В чем смысл жизни? Как стать настоящим человеком? Как научиться жить достойно? Вопросы очень даже непростые – и ответы на них даются отнюдь не однозначные. Но при этом ТЮЗ демонстрирует юным зрителям ту шкалу духовных ценностей, без знания которых невозможно жить разумно и одушевленно, жить не вслепую, не «звериным образом», а по-человечески, по-христиански».
Конечно же, это достигается театральными приемами.
Не могу забыть спектакля «Снежная королева», инсценированного и поставленного по тексту Всемирной детской библиотеки, когда пришлось отвечать на выкрики о спектакле: «Они поставили о Боге!» – обратитесь к оригинальному тексту сказки. Или концовка в спектакле «Ель» Г.-Х. Андерсена: «Будем радоваться миру, который подарил нам Создатель!».
О постановке «Гроза» Михаилом Визговым: о том, как, не меняя ни одного слова, в постановке театра рассказано не о «луче света в темном царстве», а об отказе человека от Бога и через грех приход к смерти, о том, что гроза – страх Божий и, конечно же, встречи со зрителями – просмотр спектакля старшими классами православной гимназии, студентами КДС, Воскресными школами.
О слове «экспериментальный» в названии театра. Оно появилось, когда утверждали театр в профессиональном статусе руководящие работники, по двум причинам. 1-я – защита от деятелей профессионального театра – не судите, это театр экспериментальный; 2-я – название «экспериментальный» дает возможность финансировать его по остаточному принципу, но кто же знал – ТЮЗ станет своим существованием и работой воспитывать, утверждать уважение к традиционным духовно-нравственным ценностям, оправдает данное название.
Уже прозвучали слова «Всякое дыхание да хвалит Господа!». У меня есть надежда, что мы, Театр, своим дыханием говорим: «Господи, слава Тебе!».
В 1999 году на круглом столе «Православие и культура», проходящем в рамках Всероссийского фестиваля «Калужские каникулы», проходящий в стенах ТЮЗа с 1995 года. Современный философ Всеволод Всеволодович Катагощин сказал, что «искусство, не говорящее о Боге, не имеет права называться искусством», чем вызвал возмущение и полное отрицание присутствующих театральных критиков-искусствоведов. Для многих сегодня этот тезис просто неприемлем. О Боге? Пожалуйста, в храмах, монастырях, духовных семинариях, академиях… да на фестивалях, но в культуре, в искусстве? – Нет!!!, каждый день – нет!
Литургическое время и бытовое время – точки соприкосновения в современной жизни. Единственная возможность – это всеми силами прилепиться к Церкви. К Церкви, которая потеряла духовное господство в Мире, Церкви, находящейся во враждебном расцерковленном мире и расцерковленной культуре.
Говорят, это произошло от того, что аскетическое понимание Евангелия вытесняется художественным пониманием. И что это совершается в результате падения молитвенного подвига и ослабления силы жития.
…Прилепиться к Церкви.
Особенностью восприятия литургического времени является ощущение освященности жизни, жизненного пространства.
Нам дадена возможность быть с детьми, понимать их насколько можем, потому что жизнь человека в детстве – это бытийная жизнь. Видеть, что Господь дает человеку познавать МИР ежесекундно на 360о. Видеть, сколько сета и доброты несет он в себе. Благоговеть от той силы доброты и света, которые он излучает. Страдать, видя, как мы (каждый в отдельности и все вместе) убиваем ЭТОТ СВЕТ в нем. Радоваться, что ты можешь своим действием сказать и укрепить в нем Веру, что ЭТОТ СВЕТ НЕИСТРЕБИМ и в нем тоже.
Я думаю, эту силу дает Вера в Господа и счастье, что это может происходить в театре.
Январь 2005 г.