Что связывало Чехова, Рахманинова и Чайковского? Зачем подросткам читать поэму Николая Мельникова «Русский крест»? Как отразились личности Пушкина и Блока в контексте мировой «донЖуанианы»? Обо этом и многом другом говорили участники секции «Православие.Воспитание.Театр», открывшейся в рамках  XXIII Международных Рождественских Образовательных Чтений в Московском Театре Русской Драмы.

Ежегодно на открытый лекторий «Рождественских чтений» в Театр съезжаются люди самых разных профессий, интересов, статусов. Но для каждого из них слова «православие», «воспитание», «театр» давно стали смыслообразующими, задающими вектор их деятельности. И каждый из них приезжает на чтения поделиться открытиями за год, встретить старых друзей, обзавестись новыми…

Так Ричард Соколов из Академии педагогических и социальных наук, исследователь и пропагандист школьного/внешкольного воспитания и обучения в свете идей С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко, автор множества программ по воспитанию молодёжи, ежегодно представляет участникам образовательных чтений новый фильм, снятый им вместе с участниками детской общественной организации. И каждый раз это масштабные съёмки, в которых задействовано около сотни подростков. И каждый раз ребятам предлагается прожить в кадре особо важный исторический период России. В фильмографии Соколова и его воспитанников фильмы о русских богатырях, о Крещении Руси, о русских святых. Гостям «Рождественских чтений»-2015 был представлен фильм о Преподобном Сергии Радонежском. В этом – особенная методика преподавания подрастающему поколению истории своей страны, которую Ричард Валентинович называет «Театрализованное проживание истории» и уже не первый год с успехом реализует её с сотнями детей и подростков.


протоиерей Александр Ильяшенко

Тема православия и связи его с театром нашла яркое воплощение в нескольких докладах. Вопросы о том, имеет ли христианин право на лицедейство, занимает умы творцов и мыслителей не первое столетие. И не первое десятилетие размышляет об этом художественный руководитель Театра, бессменный председатель секции Михаил Щепенко. Открыв чтения-2015 вместе с протоиереем Александром Ильяшенко, настоятелем храма Всемилостивого Спаса и редактором интернет-портала «Православие и мир», режиссёр поделился с коллегами и гостями опытом создания пьесы о Святом Патриархе Гермогене и раскрыл некоторые секреты постановки «Царский путь».


Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель Театра Русской Драмы

Протоиерей Владимир Соколов, клирик храма девяти мучеников Кизических, продолжил тему православия в своем докладе «Мистика и духовность». А бурную дискуссию вызвало выступление драматурга Риммы Кошурниковой, которая обратилась к залу с вопросом: допустимо ли писать о святых? В живом отклике зала нашлись сразу и режиссёры, и педагоги, искренне заинтересовавшиеся творчеством драматурга для работы с молодой аудиторией. Все пьесы Риммы Кошурниковой можно найти на сайте koshurnikova.ru.

За направление «Театр» в секции, как и в прошлом году, отвечал главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Академически собранный обычно, на этот раз Олег Иванович вдруг внёс своим эссе в атмосферу встречи ноты Рождества и чуда, прочитав в завершении выступления стихи Бродского и Мандельштама. Поэтические умонастроения подхватил православной писатель и главный редактор информационно­ аналитического портала о религии «АМИНЬ.SU» Владимир Семенко. Его фундаментальным исследованием «Пушкин и Блок в контексте мировой дон Жуанианы» и был дан старт году литературы в Театре Русской Драмы.

Удивительными фактами в контексте года литературы порадовала собравшихся Наталья Голдовская, главный редактор "Семейной православной газеты». В её докладе о трёх удивительных встречах – Рахманинова, Чайковского и Чехова – прозвучали крайне любопытные и малоизвестные подробности близкой дружбы молодого Сергея Рахманинова, которого в наказание дома сажали под рояль, с уже признанным гением Петром Чайковским. О встрече Чехова с Рахманиновым, когда тот вместе с молодым Шаляпиным гастролировал по Крыму, о взаимном признании великого композитора и «писаки», каким сам себя называл Чехов, о малоизвестном романсе Рахманинова на стихи Чехова, где звучат финальные слова пьесы «Дядя Ваня». Этот доклад стал настоящим литературоведческим погружением в ту эпоху.

Как никогда, «Рождественские чтения» этого года привлекли творцов из нетеатральных областей. В числе докладчиков оказались и скульпторы, и звонари, и лингвисты. Так Игорь Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, показал, что театральной метафорой пронизана вся наша жизнь и своя драматургия есть даже у колокольного звона, собственно доклад и получил такое название «Драматургия театрального звона». А провозглашённая со сцены известным московским скульптором Григорием Потоцким, представившим доклад «Жизнь скульптуры, как драматургическое осмысление - о памятниках Пушкину, Чехову, Тургеневу и Николаю Чудотворцу», формула «Академия доброты» неожиданно стала лейтмотивом всех «чтений».

«Словами, с которыми вышел на сцену скульптор Григорий Потоцкий, можно было бы озаглавить всю сегодняшнюю встречу, - делится эмоциями куратор секции «Православие. Воспитание. Театр» писатель и драматург Галина Барышникова. – Выходили другие докладчики, с другими темами и говорили именно эти слова: как важно, чтобы люди были добрыми, чтобы излучали свет. И этот свет как заискрился сегодня в 11 часов утра, так и не прекращался до 10 часов вечера, до конца спектакля студенческого театра «Благодатное небо» «Русский крест» в постановке Елены Дмитриевой. Валерий Бегунов говорил о том, что русская драматургия должна быть доброй, в ней должно быть то, что цепляет сразу за душу каждого из нас. Совершенно неожиданным стало выступление Евдокии, не запланированное в программе, о работе с детьми-инвалидами, а потом ещё и мультфильм показала, который она вместе с этими детишками снимает. Её мультики обязательно будут размещены на сайте «Православие и мир». Я 13-й год курирую секцию, но именно эти чтения как-то особенно были отмечены для меня знаком доброты русского человека.

Валерий Бегунов, театральный критик, главный редактор журнала «Мир детского театра»

Ближе к полуночи гости покидали «Рождественские чтения» с ощущением, что состоялась какая-то очень значимая встреча … «Это самое главное на «Рождественских встречах», - говорит Наталья Голдовская, - возможность встретить тех, кого давно искал: единомышленников, партнёров, друзей. Я здесь встретила героев наших материалов, с которыми не была знакома. И вообще вся наша жизнь – это одна важная встреча…».

«Рождественскими чтениями» Театр Русской Драмы открыл год литературы, которому будет посвящено множество интересных событий. И будем надеяться, что в нашем театральном пространстве случится ещё не одна важная встреча – с собой, с интересными героями, с прекрасным миром Театра.


© 2001-2022, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-07-18 (касса), (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Написать письмо в администрацию театра
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика