(секция «Православие. Воспитание. Театр»)

На пленарном заседании выступавшие были единодушны в оценке той бездуховной среды, той преступной, циничной политики, которую навязывают и внедряют средства массовой информации – интернет, радио, телевидение, кино, театр, глянцевые журналы и многочисленные «игрецы на дудочках», увлекающие доверчивых, неискушённых созданий в пучину греха, блуда и прочего непотребства...

В своей первой после интронизации проповеди Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы, люди среднего и старшего поколения, – как бы это не было трудно – не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу, мы должны идти навстречу молодым людям, помогая им обрести веру в Бога, понять смысл и полноту жизни в условиях земного бытия. Но подлинное человеческое счастье – без преодоления эгоизма, без принуждения себя к добру, без совместных трудов во благо общества и народа, – недостижимо».  

На многочисленных форумах, соборах, круглых столах многие сетовали, что нет положительных примеров, нет подлинных героев, которым бы могли подражать дети, подростки, молодые люди. А в период взросления это наиболее важный момент воспитания – характера, формирования системы ценностей, устремлений молодого человека.

Но где их взять эти положительные примеры, этих истинных героев?..

Если экраны кинотеатров заполонены мерзкой низкопробной продукцией Голливуда, а наши отечественные «кинодеятели» (за малым исключением), взахлёб, пытаются ему подражать, где «героями» становятся воры, убийцы, проститутки и насильники. А те немногие фильмы, исполненные света и любви к человеку, к жизни, не имеют проката и годами лежат невостребованными на полках.

Если репертуары практически всех театров страны состоят на 60-80% из комедий, если даже «классика» (Гоголь, Чехов, Лермонтов, Островский, Толстой, Достоевский) уродуется в угоду болезненным амбициям и сомнительным пристрастиям горе-режиссёров. А ведь «живое слово», произнесённое с театральной кафедры, имеет большую силу, больший вес для человека, особенно юного, который ищет подтверждения собственным переживаниям, сомнениям, взглядам. И мы эту «кафедру» сдали без боя – искусителям, сквернословам и безбожникам!..

Да, есть святоотеческая литература. Она теперь доступна, книжные прилавки в храмах и монастырях предлагают большой выбор и печатной, и аудио, и кинопродукции о житиях святых, о праведниках и великомучениках. Именно опыт этих земных людей, которые, преодолев жесточайшие испытания и соблазны, сохранившие идеалы и принципы христианской жизни, может помочь современному молодому человеку при выборе жизненного пути, напомнить о нравственности, совести, личной ответственности за принятое решение – поступить ли согласно извечным христианским ценностям или поддавшись соблазнам современного мира. Но кто читает эту литературу?.. Дети, отроки, юноши, которые растут в православных семьях, которые посещают воскресные школы, духовно-культурные центры при храмах и монастырях. А что делать тем, кто ещё не вошёл в церковную ограду, не переступил порог Христова Дома?.. И таких, будем честны, – большинство, к сожалению.

Именно об этих заблудших больше всего болит душа и сокрушается сердце. Но как заинтересовать, чем увлечь, чтобы они услышали, чтобы открылись глаза, затрепетала их душа?.. И всё-таки театр – один из самых действенных, ярких и мощных институтов воспитания чувств, нравственности и духовного здоровья. Именно театр, по слову Н.В. Гоголя, та самая «кафедра, с которой можно сказать миру много добра». К.С. Станиславский был убеждён, что кроме театра, нет другого института, который мог бы так интимно, деликатно и в то же время неотвратно влиять на духовное развитие человека, особенно юного, делающего первые шаги на сцене жизни. Слово драматурга от седой древности до наших дней, одухотворённое и эмоционально усиленное мастерством лицедеев сцены, навсегда западает в детскую душу, побуждает юного зрителя к деятельному соучастию, сопереживанию, к открытию и познанию окружающего мира.

Но писать о святых, представлять их на сцене – задача наитруднейшая! И такая же колоссальная ответственность. Поделюсь невесёлым опытом. В 2009 году, когда отмечали 100-летие возрожденной Марфо-Мариинской обители милосердия, ко мне обратились с просьбой написать для молодёжного театра пьесу о Великой княгине, старшей сестре последней Императрицы, о её крестном пути к Небесному Храму. Так появился «Белый Ангел Москвы», рассказ о житии Преподобномученицы Елисаветы. Подчёркиваю, рассказ, а не классическая пьеса, как того требует жанр. Ибо, в конечном итоге на сцене выразительными средствами театра, как убеждены священнослужители, должна быть «написана» икона с клеймами жития, при этом желательно соблюсти и обратную перспективу, свойственную древнерусским иконам. Вместе с тем образ святого не должен быть статичен, не должно быть скуки и излишней дидактики, в особенности, если читатели или зрители – дети.

Все, кто «Белого Ангела» читал, в том числе, драматурги, писатели, батюшки, горячо одобрили пьесу, она получила благословение Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, Главы Митрополичьего Округа республики Казахстан. Пьеса даже стала лауреатом нескольких конкурсов по драматургии, была отмечена Грамотой Отдела по делам молодёжи РПЦ «Добрый пастырь», была выдвинута на соискание Патриаршей литературной премии. Спектакли по этой пьесе, как мне стало известно, поставили несколько детских и молодёжных студий (Москва, Серпухов, Калуга, Смоленск, Омск, Алматы, Франкфурт), но живут они, как бабочка-однодневка, один-два показа, а до профессиональных театров «Ангел» так и не долетел...

Для того, чтобы пьеса попала в театр, необходимо, чтобы она была либо напечатана, либо достаточно провокационна, чтобы быть «раскрученной» падкими на сенсации СМИ. У нас есть единственный альманах «Современная драматургия», где публикуются пьесы, рассылаются в театры и которые удостаиваются внимания режиссёров. Но там был получен отказ: «не формат». Наверное, Бог уберёг: среди «героев» современной драматургии – существ нетрадиционной ориентации, насильников, сатанистов, похабников и сквернословов – Белому Ангелу, безусловно, не место.  Прекрасные журналы «Мир детского театра» и «Православное воспитание», где ласково встретили «Ангела», закрыты по банальной причине – отсутствия финансирования.

Светские издательства, как и «толстые» журналы пьесы не печатают вообще, а потому в книжные магазины, а соответственно – в библиотеки и на церковные прилавки они не попадают. Издать можно только за свой счёт крошечным тиражом и подарить своим знакомым.

Пьеса полностью опубликована лишь на единственном православном портале «Россия в красках», там же увидели свет ещё две пьесы «Дивен Бог во Святых Своих» (о житии преподобного Сергия Радонежского) и «Спаси и Сохрани!» (современная, как послесловие к «Белому Ангелу»). Редактору этого портала Ларисе Блиновой я искренне благодарна, как и Плынову Д.Г., редактору портала «Клаузура», опубликовавшего «Дивен Бог…»,  но, к сожалению, режиссеры туда вряд ли заглядывают…

Из тех театров, куда я отправляла пьесу почтой (Пермь, Екатеринбург, Иваново, Омск, Томск), бандероли вернулись нераспечатанными. А те адресаты, с которыми удалось связаться по телефону, мотивируя отказ, ссылались на финансовые трудности: в джинсах, мол, Великую княгиню на сцену не выпустишь, а наряды шить не на что. И вторая причина неприятия – «Гамлета» ставят лишь тогда, если в труппе есть Гамлет. Иными словами, нужна актриса, способная достойно воплотить образ Святой преподобномученицы на сцене.

В 2014 году исполнилось 150 лет со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Однако ни в Москве, ни в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, ни в других городах, куда она совершала многочисленные паломничества, где жила, работала, отдавая столько сил, душевного тепла, внимания и любви, не нашлось театра, со сцены которого прозвучало бы живое слово во славу этой необыкновенной женщины! Неужели подвиг её праведной жизни и мученической, но величественной смерти так и останется известен лишь малому числу её почитателей, а молодые люди, кому этот пример особенно важен, так и останутся в неведении?..

Такая же судьба и двух других пьес – их просто никто не заметил. Так нужно ли писать о святых?.. Допустимо ли рассказывать языком театра о их земной жизни и Крестном пути к святости?..

Что делать?.. Самое главное – иметь желание!  Взаимное – и режиссера, и автора, и тех, кто жаждет, чтобы «живое слово» в честь некого Святого угодника Божия прозвучало с театральной кафедры. Основное препятствие, как показывает практика, – финансирование спектакля. Но примеры того, как решить эту проблему, есть.

В РАМТ (Москва) спектакль «Ксения Петербургская» выпущен при поддержке Министерства культуры РФ.

В театре «Русская драма» идёт с большим успехом спектакль «Царский путь», посвященный святителю Гермогену. Инициатива рождения этой грандиозной работы  принадлежит Фонду во имя Святителя:  учредители Фонда пришли в театр и попросили художественного руководителя М.Г. Щепенко написать пьесу и поставить спектакль, что и было блестяще осуществлено!

 В Киеве Новый театр на Печерске поставил спектакль «Цветы для Елизаветы» при поддержке Украинской Православной Церкви и показал его в Галерее «Соборная» 1 ноября, в день рождения Елизаветы Фёдоровны. Коллектив театра, по слухам, ездит на гастроли со спектаклем по стране с одной целью – рассказать людям о необыкновенной судьбе этой  Великой Женщины, Праведницы и Молитвенницы.

В ноябре 2014 г. в Калуге в день Казанской иконы Божией матери и День Народного единства в Калужском областном театре юного зрителя состоялся спектакль «Белый Ангел  Москвы», поставленный православным театром ВШ при Свято-Георгиевском соборе по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и при поддержке Калужского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Спектакль – в репертуаре этой студии с 2011 года, что само по себе, нонсенс. За труды по духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодёжи ИППО подарил коллективу икону Св. преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Но это – «кошкины слёзки», итог плачевен, серьёзной поддержки нет, всё – на уровне личных отношений. Сыновья «построили» мне сайт, где опубликовано то, что я написала для театра. Это – предел того, что могу сделать, а сражаться с ветряными мельницами в одиночку нет ни сил, ни возможностей.     

Матушка Елисавета любила повторять сестрам Обители милосердия: «Делая добро да не унываем: ибо в своё время пожнем, если не ослабеем...» (Гал.6:8-10). Они не ослабели, а мы?..


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика