Газета "Москвичка"
В зрительном зале московского театра «Камерная сцена» чувствуется волнение. Согласитесь, что это необычно. Понятно, когда перед спектаклем нервничают актеры. Но публика-то почему напрягается?
В главных ролях Дима Щепенко и Тоня Королева.
Запомните эти имена!
А объясняется все просто: люди сочувствуют юным актерам. Переживают за них. Спектакль сегодня — дипломный. Многие театры теперь готовят для себя актеров, набирают целевые курсы. И это — третий выпуск профессора Ярославского театрального института Михаила Григорьевича Щепенко, «по совместительству» — художественного руководителя «Камерной сцены» и заслуженного деятеля искусств России.
Профессор тоже волнуется. Во-первых, премьера. Во-вторых, в главной роли — собственный сын. В-третьих, с этой работой ребята входят в репертуар театра.
А пьеса выбрана «в тему» — «Прощание в июне» Александра Вампилова. Он написал ее о выпускниках университета 60-х годов. Щепенко определил время действия точнее — 1963-й. Фон спектакля — реальные события того июня.
Над сценой — плакат на красном фоне по поводу строительства коммунизма. Вдали — полуразрушенный храм. В центре — полусломанная ограда. Появляются мальчик и девочка. Они играют в космонавтов. Несут белую ракету, привязывают к веревке. Начинают обратный отсчет:
— Три, два, один. Пуск!
Ревет фонограмма. Голос диктора из «прекрасного далека» сообщает, что на орбите — советский космонавт. И понеслось! То лидер страны предупреждает Запад, чтобы он не «укал» в сторону СССР. То звучат песенки тех лет.
А герои спектакля так узнаваемы! Хорошие ребята, комсомольцы, члены студенческого комитета. И одежда, и прически — все оттуда. Их жизнь только начинается и, как положено, ставит перед ними взрослые и вечные задачки: как удержаться от предательства? Сохранить верность любви? Остаться человеком? Наш путь на земле — это всегда ситуация выбора.
Зал смеется и плачет. Наконец последняя сцена — и бурные аплодисменты. Актеры выходят на сцену снова и снова. Сдан последний экзамен сдан! Зрители поставили молодым пять с плюсом. А вот и профессор Щепенко поднимается на сцену и обаятельно улыбается:
— Спасибо!
Вот оно — лучшее слово для студента! Диплом в кармане!
В фойе спрашиваю девушек, интересно ли им было смотреть спектакль.
— Очень! — отвечают вместе. — Там такие искренние эмоции — по любому поводу.
За кулисами встречаемся с Димой Щепенко и Тоней Королевой — исполнителями главных ролей.
— Ребята, почему вы выбрали пьесу Вампилова?
— Да ведь это время наших отцов, — говорит Дима. — Люди тогда были другими — по мироощущению, привычкам. Хотелось их понять.
— Тоня, косы сейчас — большая редкость. Они у вас настоящие?
— Конечно!
— Я иногда ее дергаю за косичку, — смеется Дима. — По старой привычке. Мы с Тоней вместе занимались в детской студии театра, а потом учились в институте.
Понятно, что Дима — из актерской семьи. А Тоня стала артисткой случайно: кто-то дал ее маме рекламку о том, что детей набирают в театральную студию.
— Я была скромная, неуверенная в себе, а тут вдруг сказала маме: «Давай попробую!» — решительно взмахивает рукой Тоня. — Теперь играю в театре несколько ролей.
— Ребята, как вам удавалось совмещать учебу на дневном отделении в Ярославле — и работу в Москве?
— Практические и теоретические занятия у нас были тут, — объясняет Дима. — А экзамены сдавали там.
Поздравляю Тоню и Диму с блестящим окончанием института. И спрашиваю профессора Щепенко, чем все-таки отличается сегодняшнее поколение молодых — от своих «отцов»?
— Как-то на занятиях обсуждаем с одним студентом такую ситуацию: «Вот ты идешь с девушкой, навстречу — два хулигана. Они начинают приставать к девушке. Что ты сделаешь?» Отвечает: «Убегу! Они могут меня убить. Я не должен огорчать своих родителей». Согласитесь, нам странно это слышать. Тогда говорю ему: «А если с мамой идешь?» Тогда он с трудом соглашается, что придется маму защищать.
Конечно, во все времена были всякие люди. Для большинства ребят 60-х годов ответ был однозначным: надо заступиться за слабого. И все-таки они уже прошли через предательство. Так что неизвестно, что у них будет впереди.
Впрочем, теперь-то известно. Наш жизненный путь проходил и проходит через выбор добра и зла, правды и лжи. Через падения и взлеты. И важно, чтобы искусство помогало поколениям отцов и детей осмыслить все это и понимать друг друга.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ