С приходом в жизнь компьютерных технологий люди стали меньше читать. Большинство воспринимают это явление, как данность, с которой бесполезно бороться, как бесполезно противостоять процессам по изменению климата. Молодежь приучилась воспринимать лишь видео-информацию, отказываясь от чтения серьезной литературы. В результате многие выпускники школ демонстрируют поверхностные знания, а порой – и вопиющую безграмотность. Как заинтересовать детей и молодежь чтением русской классики? Пока об этой проблеме спорят педагоги и психологи, в Московском Театре Русской Драмы под руководством Михаила Щепенко предложили свой метод.
3 марта 2013 года в Театре был открыт "Книгодом". Прямо в фойе размещены старинные этажерки, заполненные книгами, принесенными друзьями театра и зрителями. Перед началом спектакля или в антракте зрители могут полистать книгу, вспомнить отрывки текста, могут даже взять домой понравившуюся книгу. Затем по правилам буккроссинга книга должна вернуться в Театр и попасть в руки другого читателя или ее должна заменить другая книга равноценная по художественной ценности.
Книгодом – это не только реальная, но и виртуальная библиотека. На сайте Театра размещены тексты художественных произведений, составляющих основу репертуара Театра. Это произведения А. Вампилова, А. Островского, А. Чехова, В. Одоевскиого, А. Твардовского. Коллектив Театра уверен, что к нему на спектакли приходит самый образованный, самый вдумчивый зритель. Перед таким зрителем спектакль предстает в иных, более объёмных, красках. Как интерпретирует его режиссёр? Какие мысли автора оживают на сцене? Как с помощью костюмов и декораций отображается эпоха. Диапазон восприятия литературного произведения расширяется во много раз. Поделиться своими впечатлениями от прочитанного и увиденного на сцене истинные театралы можете в группе Театра «В контакте» (vk.com/club607013).
К слову сказать, если зритель желает увидеть по-настоящему классический спектакль по классическому произведению – ему в Московский театр русской драмы. В этом Театре к произведениям русской классики относятся с филигранной бережностью. Здесь уважают зрителя, оставляя за ним право, погрузиться в историю своей страны и ощутить эпоху, благодаря достоверным костюмам, реквизиту, манере исполнения, максимальному изложению авторского текста. Здесь ожидания зрителя не будут обмануты разного рода абсурдными упрощениями, якобы приближающими действие спектакля к нашим дням и упрощающим восприятие. На самом же деле любой отход от авторского замысла искажает восприятие классики.
Как известно, "В начале было Слово..." Со Слова начинается спектакль, Слову посвящали жизнь русские писатели, стремящиеся разбудить сознание, ум и совесть читателей.
«Есть закон, по которому я стараюсь жить,- сказал в одном из интервью Михаил Щепенко. - Всякий раз создавать такое произведение искусства, говорить такое Слово, как будто ты говоришь в последний раз. Сказал самое важное Слово – и умер. Поэтому каждый наш спектакль – это стремление вот именно сейчас сказать то самое Слово".
Галина Савинич
Источник: Блог газеты "НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА"