Театр Русской драмы, несмотря ни на что, продолжает будоражить умы и души своих зрителей. Окончание театрального сезона ознаменовали сразу две новых постановки, каждая из которых стала событием в культурной жизни столицы.

Обе постановки - режиссерские дебюты артистов этого театра, недавно получивших еще и режиссерское образование. И в былые времена, еще до пожара, театр Русской драмы славился постоянными аншлагами. Не припомню случая, чтобы в зале зияли пустые кресла. Но теперь попасть на спектакль просто так, придя на «лишний билетик», стало практически невозможно. Билеты бронируются и раскупаются задолго до премьеры, и не то что найти свободное место – даже поставить стул некуда. Так что выражение «яблоку негде упасть» полностью соответствует обстановке. И это при том, что театр вынужден играть на чужих площадках, арендуя помещение у других столичных театров. Ремонт еще далек от завершения.

Первая премьера – «Летние каникулы Джонни Воробьева» - постановка Дмитрия Полякова, основой для которой стала пьеса Юлии Авериной, также работающей в этом театре. Это очень интересный творческий союз. Дмитрий и Юлия, оба заслуженные артисты России, вместе руководят детско-юношеской студией при театре, демонстрирующей поистине удивительные результаты. Дмитрий «ведет» детей, Юлия – ребят постарше. Многие из них впоследствии поступают в театральные вузы и плавно вливаются во взрослую труппу. Таким образом, будущих артистов здесь воспитывают почти с пеленок. Впрочем, почему же почти? Ведь многие юные артисты – дети взрослых актеров, буквально выросшие за кулисами. Скажем, у Юлии Авериной пятеро детей, и четверо из них уже играют на сцене.

В отличие от большинства других детских коллективов, где юные исполнители зажимаются на сцене, здесь удается главное – научить детей жить на сцене, чувствовать свою роль, как настоящую маленькую судьбу. И это дорогого стоит. В этой постановке основные роли исполняют члены детской и юношеской студии, что нисколько не делает её хуже, ниже уровнем художественным и эмоциональным. Они играют наравне со взрослыми артистами, и люди, сидящие в зале, то вытирают набежавшие слёзы, то от души хохочут над проделками Джонни Воробьева и его друзей, обычных ребят из провинциального городка, на время действия успевших стать им почти родными.

Весёлый авантюрный сюжет с элементами детектива и приключений - попытки достать раритетный «шлем витязя», совершить научный переворот, получив опытным путем революционное средство от облысения, - всё это лишь повод в очередной раз поговорить о дружбе и предательстве, любви и ненависти, умении прощать и совершать настоящие подвиги. Облаченный в легкие комедийные тона, этот разговор получается отнюдь не назидательным, но весьма серьезным и результативным. Юные зрители сидят задумчивые и притихшие, а выход артистов на поклон зал встречает овацией и криками «браво».

Вторая постановка – режиссерский дебют заслуженного артиста России Аркадия Аверина, который взял в её основу две одноактные пьесы Александра Вампилова – «Воронья роща» и «Двадцать минут с ангелом». Лаконичными художественными средствами (основа декорации – большая круглая клетка, которая то опускается, то поднимается, то вращается в зависимости от драматургии момента) режиссер пытается поставить важнейшие нравственные вопросы, возникающие на пути его героев.

Начальник речного порта Баохин, человек при должности и всем, казалось бы, довольный, вдруг оказывается в глубоком духовном тупике: молодая жена его не любит, близкие люди начинают делить имущество еще до его смерти, а он, уверенный, что действительно умирает, вдруг понимает, что жил не с теми и не так. Он совершал предательства по отношению к близким людям, причинял им незаслуженную боль, так стоит ли удивляться, что теперь другие поступают с ним так же? Истина простая и страшная одновременно открывается перед Баохиным в самый последний момент, как перед толстовским Иваном Ильичом, оказавшимся на смертном одре. Наконец-то ясно, как дОлжно жить, да вот времени всё исправить не осталось…

Или всё не закончится так трагически, как у Льва Николаевича, и судьба подбросит еще один шанс? Недаром подзаголовок к спектаклю – «Почти трагические анекдоты». Трагические, но – анекдоты. За короткое время Баохин становится другим человеком, у которого нет ответов на недавно простые жизненные вопросы.

Поколебать привычные нравственные ориентиры приходится и героям второй пьесы, которые волею судеб познакомились с человеком совершенно необычным - агрономом Хомутовым, который готов «просто так, бескорыстно» поделиться с ним немалым богатством. Нет в нашей жизни места бескорыстию и бессребреничеству – а значит, Хомутов – жулик или вор, полагают они. А тот безуспешно пытается доказать им, а заодно и всем нам, что это не так.

Так кто же он? Может быть, действительно ангел, спустившийся с небес? Или обычный человек, попавший в особые обстоятельства? В легкой, забавной, эксцентричной форме авторы повествования умудряются поставить перед зрителем необыкновенно важные мировоззренческие и нравственные вопросы, на которые каждый вправе попытаться ответить самостоятельно. Окончательных ответов ни Вампилов, ни авторы постановки нам не дают. Большим знаком вопроса для них и всех нас заканчиваются эти невероятно смешные, но очень серьезные истории.

Наталия Лескова.        

Фото Андрея Афанасьева.

Источник: "Семья и город"


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика