Новый спектакль от Московского театра русской драмы можно смело рекомендовать всем любителям легкого интеллектуального культурного досуга. Если к вам приехали родственники из глубинки, если нужно вытащить в театр вечно зависающего в Сети школяра, если нужно подарить билеты тем, о чьих культурных вкусах не очень наслышан, или просто провести приятный вечер, - добро пожаловать на классические чеховские рассказы. Может быть, кому-то будет несколько скучновато, ввиду отсутствия на сцене спецэффектов и яркого музыкального сопровождения, но разочарования не будет, это точно!
Никаких границ режиссеры не переходят. Кстати, ими являются как бессменные руководители театра М. Щепенко и Т. Баснина, так и залуженные артисты России, выпускники Ярославского государственного театрального института В. Полякова и А. Аверин. Классический тон чеховских рассказов блюдется от первой до последней реплики, никаких неожиданных ассоциаций или поворотов для публики.
Говорить легко о серьезных вещах, пожалуй, именно этого и ждут сегодня зрители от театральных постановок. Никакой тяжеловесности в декорациях, которые перемещают преимущественно сами актеры, никаких современных вкраплений в диалоги, никакой театральной неправды.
Вступившие в законный брак по старорусским традициям не по любви, а по родительской договоренности молодые люди, еще минуту назад щебетавшие на летней скамейке, на глазах перевоплощаются в убитых бытом старомодных супругов. Какая же из супружеских пар не мечтала о лучшей жизни, и вот воображаемые грезы об избавлении от долгов и красивом путешествии в «Выигрышном билете» сменяет трагическое настроение, а его, в свою очередь, лирика, которую сопровождает легкий комедийный флер. А вот институтский преподаватель выдумывает комплименты престарелой директрисе, находя десятки аргументов в пользу бальзаковской красоты в сравнении с молодостью только лишь для того, чтобы увеличить жалованье...
Кажущаяся простота декораций - стол, стул, диван, скамейка - лишь подчеркивает настоящий семейный, помещичий быт. Не всем знакомые, но хрестоматийно выверенные герои видятся и чувствуются до боли родными и понятными. И тексты: про любовь, про печаль, про сомнения, про мольбы, - все это, кажется, уже ощущал когда-то и где-то, то есть проживал сам.
Выходя из зала, вдруг начинаешь отчетливо осознавать, что великий классик еще в XIX веке предсказывал будущим поколениям страшную напряженку с любовью. Ведь сколько не рассуждай о высоких материях, жизнь всегда гораздо более прозаична. Но вместе с тем фантастически интересна! □
Семен ПОПАДЮК