Московскому театру русской драмы, основанному Михаилом Щепенко и Тамарой Басниной, скоро 30 лет. Театр специализируется на мировой классике, преимущественно на русской. При театре существует юношеская студия. Особая статья - экспериментальные проекты труппы, также принимающей участие в разного рода фестивалях и благотворительных акциях. Случившийся недавно пожар, лишил коллектив постоянного помещения, однако, никак не лишил аншлагов, которые труппа неизменно собирает повсюду, где бы не выступала. Яркие успехи Театра русской драмы лишь красноречиво подтверждают старинную пословицу - мал золотник, да дорог.
Название не вводит в заблуждение. В новой постановке любимого столичной публикой театра разговор, действительно, пойдет не только о любви, а, вернее сказать, не столько о ней, сколько об отношениях между мужчиной и женщиной, которые стары...как мир. Ну а зная творческую манеру Театра русской драмы и глубокую пронзительную искренность его демиургов (слышали бы они это слово!) - постановщиков Михаила Щепенко и Тамары Басниной, можно смело сказать - будет и глубоко и даже, осмелимся заметить, не без эсхатологического императива.
– Который раз вы уже ставите Чехова?
– Думаю, уже седьмая постановка. Антон Павлович сопутствует нам все время. Удивительно близокон нам, "свой" автор. Длительная уже история чеховских постановок - инсценировок самых разных рассказов, а также водевильных воплощений - это доказала совершенно определенно, ну а, кроме того, чеховская школа - это школа, на которой и должен расти, и воспитываться современный театр. Что уж тут говорить о проблематике чеховских произведений - все удивительно актуально. И сегодня ничуть не менее, чем 100 с лишним лет тому назад. А в чем-то, быть может, даже и более актуально.
– Поэтому Чехова так любят ставить и на Западе, в том числе даже и на японском. Современно и злободневно.
– Да! Кто еще так, как Антон Павлович, фиксировал духовное и нравственное состояние современного человека?
– Однако, при этом Чехова упрекают в том, что он смеется над всеми своими персонажами, что он даже циничен и не только по отношению к ним, но и вообще к окружающей жизни.
– Да. Василий Розанов, например, говорил, что Чехов не великий писатель, ибо у него нет положительных героев, они все у него ничтожные.
– И где же правда, кто же прав?
– Увы, сам писатель весьма мало высказывался о своем творчестве. Но однажды в одном из писем он проговорился, что его основная идея - это бессилие добра в душе среднего человека. И это - настоящая, подлинная трагедия. Чехову жаль такого человека, у которого внутри есть добро. Но оно бессильно. И положительный герой тоже есть у Чехова - это смех. Тут и о Гоголе, разумеется, нельзя не вспомнить. Автор "Ревизора", отвечая своим критикам, замечал, что единственный положительный герой его комедии - это смех, которого как раз и не заметили.
– Конечно же, Чехов смеется над...ну, например, над героем рассказа "Смерть чиновника", но неужели ему жаль его?! Да он просто издевается над ним!
– Нет, это не так. И я так думаю потому, что Чехов не просто христианский автор, но еще и предельно честный писатель, предельно чуткий по отношению к тому, о чем он пишет. Да, он препарирует, как кто-то сказал об Антоне Павловиче, но он и приветлив при этом к своему герою. Он его любит. И это говорит о том, что Чехов следовал в русле русской христианской культуры и традиции. Помните слова Ивана Ильина о том, что "русская культура - это культура любви"? Хотя отношения писателя с церковью были сложными. В детстве Чехов все время был в храме, пел на клиросе, но вот потом...его все же нельзя назвать воцерковленным человеком. Но, ведь, надо сказать, что и положение самой церкви в России на рубеже 20-го - 21-го веков было весьма своеобразным. Как и вообще положение в стране. Накануне событий 17-го года.
– Разброд и шатания...
– Да. И проблема безрелигиозного сознания в начале 20-го столетия - не созвучно ли это сегодняшнему положению дел? Неутешительные результаты с нравственным состоянием российского общества сто лет тому назад - не приумножилось ли это в наше время, в эпоху так называемого постмодерна? И отношения между полами, между мужчиной и женщиной, которые были у нас когда-то иными - что это сегодня? Распадаются семьи, теряются, утрачиваются нравственные ориентиры, еще немного, и идеи Маркса, заявленные в его «Манифесте», окончательно победят...
– Безрадостно выходит.
– Наш новый спектакль "О любви и не только" - разговор о самой системе взаимоотношений между мужчиной и женщиной, тема, которая у нас уже возникала в "Муромском чуде", тема, которая в центре пьесы Островского "Сердце - не камень", что также идет в нашем репертуаре. Великий православный драматург Островский противопоставляет свой идеал - верной жены Веры Филипповны - идеалу эмансипированной любовницы Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?" Отношения между мужчиной и женщиной: Чехов этой темы также касается в почти всех своих произведениях, он постоянно задаётся вопросом любви и - я сейчас скажу, может быть, парадоксальную вещь – он бессилен дать ответ. Почему нет гармонии в том, в чём человек хочет и ищет гармонию? Почему она не возникает? Отчего разрушается семья? В чём причина непонимания? Но сам автор и не должен, возможно, отвечать на поставленные им вопросы. Он лишь заявляет проблему. А мы уже должны ответить. Благодаря Антону Павловичу языком его ранних рассказов, в форме нашего спектакля мы и пытаемся это делать, пытаемся говорить о духовном и душевном неблагополучии нашего общества. Преследуя также непременно и воспитательные цели - для нашей молодежи в первую очередь. И именно молодые артисты заняты, в основном, в этом спектакле.
– А что в дальнейших планах?
– Планов много. Быть может, удастся поставить действо к 100-летию Поместного собора. Есть и другие задумки. А молодежь ставит "Волшебную сказку" Лидии Чарской и еще О, Генри.
– Удивительно неожиданные планы!.. Ну а пока будем смеяться!
– Будем. Нам сейчас это нужно. Такие уж на дворе времена.
Беседовала Инна Стадницкая