Что значит для нашего театра Александр Николаевич Островский?

К 200-летию великого русского драматурга

Так совпало, что в юбилейный год Островского в нашем театре ещё два значимых события, связанных с его именем - премьера этого сезона «Вот так фунт! Вот так штука…», где гармонично соединились, переплелись своими судьбами-дорогами персонажи Чехова и Островского и 15-летие постановки спектакля «Сердце не камень». Одним словом, Александр Николаевич Театром русской драмы любим и театру необходим. Да иначе и быть не может!

По мнению художественного руководителя театра Михаила Григорьевича Щепенко «Островский не просто великий драматург и классик – в нем, прежде всего, сосредоточены духовные начала нашего народа».  Островский – русский до мозга костей, до самых глубинных своих основ. Островский – истинный христианин, словом своим несущий людям самые высокие нравственные идеалы. Творчество Островского содержит в себе коренные, базовые принципы культуры нашего народа, то, на чем должна стоять русская цивилизация. Этим и близок нашему театру Александр Николаевич, этим и продиктован выбор пьес. 

Его творчество обладает редчайшим сочетанием востребованности и неординарности. Островский современен всегда и – как бы ни парадоксально это прозвучало! – особенно в 21 веке. Одна из центральных тем – беспредельная, безграничная, уничтожающая душу и сердце власть денег.  Как же неудобны вызовы, которые бросает драматург в лицо обществу потребления. И как же современный человек не хочет их осмысливать, сопротивляясь буквально каждому предложению автора, отказываясь понимать поступки и действия героев. Денежная единица как высший критерий вытесняет все другие ценности. «Но никакое общество не имеет права распоряжаться деньгами во зло и «золотой телец» не должны быть кумиром, божеством, идеалом. Об этом говорит Островский и этим он важен и ценен для нас». 

Ещё один созвучный аккорд – это вопрос, связанный с ролью художника в обществе, с его положением «обслуживающего персонала», шута. Или это все-таки талант, земной творец, говорящей о высоком. «В нашем премьерном спектакле «Вот так фунт! Вот так штука…» творческая личность остается верной и в убеждениях, и в творчестве нравственным, духовным идеалам. Да, человек – грешен, но он осознает это и пытается противостоять миру, лежащему во зле.  А общество ломает его, загоняет в угол всепродажности, подкупа, измены. Но человеку нужно выстоять, и эта идея звучит в пьесе Островского и нашем спектакле». 

В «Сердце не камень» поднята иная проблема – эмансипация женщины. Казалось бы, слишком далеко мы ушли, в других мирах мы сейчас существуем, чтобы ориентироваться в этом вопросе на пьесы столетней давности. Но в том и величие Островского, что он видел и понимал на века вперед. Поиск внешней, не ограниченной духовными ценностями, свободы, независимости (не только от мужа, но прежде всего от Бога), равенства всех со всеми превращает женщину, да и мужчину тоже…в средний род. «Уравниловка во всем – один из самых уродливых процессов, происходящих в обществе, как во времена Островского, так и сейчас. Героиня спектакля Вера Филипповна – своего рода антипод другой Веры, из романа Чернышевского «Что делать?», особы, ищущей идеалы вне семьи, вне любви мужчины и женщины, вне христианства.  Но «Аз есмь жизнь…» и если отвернуться от Бога, то это означает отвернуться от жизни. Наша героиня противостоит этим разрушительным процессам и одерживает победу».


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика