Её Императорское Высочество Престолоблюстительница и Великая Княгиня Марина Павловна родилась в городе на Неве. В годы войны она была вывезена самолетом из блокадного Ленинграда по указанию Сталина в Ярославль. Дальше были Заозерье, потом Дальний Восток и воинская часть под Ярославлем, которой командовал её отец. Получила медицинское образование в Иванове, затем училась в Киргизии и работала в Ярославле, пока не переехала в Братск на строительство Братской ГЭС. Чтобы встретиться с ней, туда же, в Братск, в 1973 году приезжала ныне королева, а тогда принцесса Нидерландов Беатрикс. Согласно протоколу, к ней обращаются с титулом «Ваша Светлость». И сегодня она приехала из своей резиденции в Подмосковье специально, чтобы впервые посмотреть наш спектакль «Царь Фёдор Иоаннович». В гостях у Театра русской драмы – ближайшая родственница (правнучка Императора Александра II) и наследница состояния Императорской Семьи Великая Княгиня Марина Павловна Романова-Измайлова!


За 15 лет своего творческого существования спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» перевидал разных зрителей: и школьников с родителями, и академиков-историков, и просто любителей-театралов. Но могли ли ожидать создатели спектакля, что их «Царя» лично посетит особа царских кровей?

Хрупкая дама изящной внешности, в элегантном костюме, с неспешными движениями и ровным низким голосом. Царское величие выдавала лишь манера говорить – кратко, сдержанно, с восхищающим окружающих достоинством. Хотелось ловить каждое её слово, тем более, когда оно говорится о нашем спектакле:

«Я консерватор по сути своей и предпочитаю традиционный театр. Я воспитана на классике. В последнее время я бываю в театре, но… наверное, я очень взыскательна. Рада, что попала именно на ваш спектакль. Я неплохо знаю историю, принуждена её знать. Те душевные терзания, которые пережиты царём в этом спектакле, крайне близки исторической правде. Но самое интересное, что ваш спектакль перекликается с сегодняшним временем настолько остро, что можно лишь поменять имена, и будет современная картина. И световое оформление в алом зареве – это Россия находится сегодня в таком состоянии. Это самое мощное впечатление: вы показали, как Россия кровоточит. Спектакль сконцентрировал все беды и страдания, которые были 400 лет назад и так правдиво проецируются на сегодняшнюю действительность.

Есть мнение, что женщина делает мужчину. В данной ситуации царица делает царя Фёдора Иоанновича. Она держится как бы в стороне, но он всегда ищет именно у неё поддержки, в ней царь видит опору. Она ему и как жена, и как сестра, и как супруга – не властительница, как это часто сейчас бывает. Царице в этом спектакле веришь, она очень убедительна.

Общая обстановка в театре очень классическая – это замечательно. Увы, это редкость в современном обществе. Очень неприятно лично мне даётся опера – в современных джинсовых костюмах, в современных декорациях. Мы же познаем через оперу прежнюю русскую культуру, каково было то время, как игралось, как пелось. А то, что производят сейчас, - ужасно фиктивное осовременивание. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» исторически точные костюмы вдохновляют. Это смотрится, это заставляет думать, особенно молодых людей, которые не знают истории. Это ведь история костюма в действии. Костюмы сами по себе говорят о многом – это отношение к миру.

И особенно меня порадовал зал. Публика замечательная, было очень приятно находиться среди зрителей… Я надеюсь, что ещё раз попаду в ваш театр, и, может быть, у нас сложатся дружеские отношения. Мне бы хотелось»…


В завершении «царской аудиенции» Великая Княгиня вручила Царю и Царице, исполнителям главных ролей спектакля Михаилу Щепенко и Тамаре Басниной, бесценный подарок – список Надымской казачьей царственной иконы с изображением святого страстотерпца Царя Николая Александровича Романова. По словам нашей гостьи, когда люди искренне обращаются к этой иконе со своей молитвой, она в знак сочувствия к ним начинает мироточить. «Это мой отзыв на ваш спектакль» - завершила рассказ Великая Княгиня.

Удастся ли Великой Княгине исполнить своё намерение ещё раз побывать в нашем театре - покажет время. Но этот вечер останется в «книге жизни» спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» и летописи театра в целом совершенно особой «Романовской» страницей.

 

Краткая биографическая справка:

Марина Павловна Романова-Измайлова родилась 16 октября 1937 года в Ленинграде. Отец – Великий Князь Павел Владимирович Романов-Измайлов, сын Великого Князя Владимира Александровича, внук Императора Александра II, офицер военно-морского флота. Мачеха – Вера Ивановна Измайлова (дабы исключить мезальянс, И.В.Сталин дал указание привезти для брака с её отцом принцессу одной из балканских стран, которая вскоре после родов дочери умерла) – сотрудник НКВД, очень серьезно повлияла на становление юной Марины. В настоящее время возглавляет созданный в 1996 году Международный Резервный Фонд Великой Княгини Марины Павловны Романовой-Измайловой, учреждённый в целях финансирования и ведения работ по установлению в России благополучных условий жизни и деятельности людей на благо ныне здравствующих и грядущих поколений россиян.

В августе 1996 года в Москве в присутствии Марины Павловны и многочисленных высокопоставленных лиц в Новоспасском монастыре была отслужена так называемая «Царская служба». Службу провел наместник монастыря – в то время архимандрит, а ныне архиепископ Орехово-Зуевский – Алексий (Фролов). Этот монастырь известен тем, что до перенесения столицы в Санкт-Петербург в нем хоронили Великих Князей, а в дальнейшем и царских особ. «Царская служба» – это особое церковное чинопоследование, совершаемое очень редко и в силу вынужденных для Церкви или Государства обстоятельств. Это хорошо видно из названия данной службы – «О Престолоблюстительнице досточтимой, Великой Княгине Марине Павловне Романовой-Измайловой, благодетельнице, и о многострадальном народе и нашем Отечестве». На этой службе не венчают на царство, на ней называют имя того, кто в отсутствие царя в государстве имеет максимальное право им стать (но может и не стать) и может выполнять некоторые ограниченные, но неотложные действия. По современной терминологии – это «исполняющий обязанности».


(автограф Великой Княгини Марины Павловны Романовой-Измайловой)


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика