"Русь Державная"

Это спектакль о чуде - чуде преподобного Сергия. Но не рискованно ли показывать чудо в театре? Во-первых, потому, что многие все равно в него не поверят, а во-вторых, потому, что для верующих людей чудес в современной жизни и так достаточно: например, благодатный огонь в Иерусалиме, мироточивые иконы в Москве, исцеления у мощей святых и многое, многое другое. Однако смысл, идея спектакля заключается не в показе чуда самого по себе, а его влияния на обращение к Богу человека, на изменение человеческой души, утерявшей веру под давлением страшных, трагических событий - октябрьской революции и ее последствий. Обратимся к сюжету.

В центре пьесы - Сергей Николаевич (артист Аркадий Аверин), бывший судебный следователь провинциального города, до революции честно занимавшийся раскрытием уголовных дел, а теперь лишившийся не только должности и постоянного места жительства, но в связи с нависшей над ним угрозой быть расстрелянным ЧК как «кровопийца трудового народа», вынужденный скрываться в Туле под чужой фамилией. Там он встречает знакомого крестьянина Василия Сухова (артист Валерий Андреев), который рассказывает ему, как он нашел на дороге, пролегающей через Куликово поле, старинный крест, принадлежавший, как выяснилось, одному из участников битвы. Сухов намеревался передать крест барину Средневу, бывшему владельцу соседней усадьбы и собирателю древностей. Но барин живет теперь в Сергиевом Посаде, и Сухов не знал, как это сделать. Вдруг в пустынном поле он встретил странника в монашеской одежде, который ласково приветствовал его и взялся передать крест по назначению. Примерно через год следователь, теперь работающий в Москве в советском архиве, приезжает в Сергиев Посад и встречает там Среднева (заслуженный артист России Дмитрий Поляков), его дочку Ольгу (артистка Юлия Щепенко) и рассказывает им историю о кресте. Из разговора выясняется, что этот крест был действительно передан Средневу старцем, явившимся с Куликова поля. Старец остался у них ночевать, но под утро таинственно исчез. Ольга твердо верит, что совершилось чудо: к ним явился сам преподобный Сергий, ибо лицо старца было поразительно схоже с ликом иконы преподобного, висевшей в комнате, и, кроме того, как показалось Ольге, пришедший излучал какое-то благодатное сияние.

Итак, мы видим столкновение трех характеров, трех душ: горячей верующей Ольги, ее отца, почти утратившего веру и прячущего ее остатки под маской показного скептицизма, и Сергея Николаевича, робкими, нетвердыми шагами движущегося к Вере. Среднев объясняет таинственное появление и исчезновение старца, а также обретение креста естественными причинами - счастливым стечением обстоятельств. Ольга тщетно пытается убедить отца поверить в чудо и ищет поддержки у следователя. Тот подходит к делу чисто профессионально: выясняет мельчайшие подробности события, все предшествовавшие ему обстоятельства. В ходе проведенного им расследования обнаруживаются неопровержимые доказательства чуда: крест был принесен Средневу в тот же самый вечер, когда он был найден Суховым на дороге и передан старцу, а между Куликовым полем и Сергиевым Посадом более четырехсот километров. И Среднев уверовал. Рассказывают, что в основе повести Шмелева лежит подлинный случай, и артисты театра, в основном верующие люди, в некотором смысле играют в нем самих себя. Но от этого художественная выразительность пьесы только усиливается. Не менее правдив и образ следователя, созданный Аркадием Авериным; в начале спектакля это человек на грани отчаяния, мечущийся, как загнанный зверь, в страхе за собственную жизнь и за судьбу дочери. Но неожиданно приходящие ему на помощь как будто бы случайные обстоятельства поддерживают его слабую, готовую погаснуть веру: он встречает своего бывшего помощника, который при новом режиме стал большим начальником и помогает ему устроиться в Москве. Мы видим, как Сергеи Николаевич постепенно внутренне распрямляется, из раба превращается в духовно свободного человека, устремленного к небесному миру. И, наконец, последний из трех главных персонажей - Среднев - со своим первоначальным наигранным скептицизмом (заслуженный артист России Дмитрий Поляков) вдруг просветляется, осененный высшим знанием. Хорош и профессор истории (артист Геннадий Кухаренко), неисправимый оптимист, твердо верящий, что Россия не может погибнуть от нашествия безбожников-большевиков, ибо «ее народ несет в себе «нравственный запас», в страдании пронесет его и сполна донесет до той поры, когда «ворота лавры растворятся и лампады затеплятся». Наше время подтвердило, что мысль эта была пророческой...

В удавшейся постановке все средства воздействия на зрителя - содержание пьесы, игра актеров, режиссура, сценография - сливаются в нераздельное органическое единство, и поэтому бывает нелегко говорить о достоинствах каждого из них порознь. И все же хотелось бы отметить отдельные сценографические решения, как нельзя более соответствующие духу спектакля, где действие развертывается стремительно и несколько раз на протяжении небольшого отрезка времени переносится в разные места. Это почти мгновенно меняющиеся, предельно лаконичные декорации. Всего несколько со вкусом подобранных старинных предметов - стол, стулья, этажерка с книгами, лампа, фотография на столе - сразу же погружают зрителя в представленную на сцене обстановку. В эпизоде бегства следователя из Тулы используется киноэффект: под звуки революционной песни на красном фоне вырастают до гигантских размеров фигуры красноармейцев. Они наступают на прячущегося от них и согнутого от страха беглеца.

В свете всех бед, обрушившихся на Россию в течение не только последних лет, но и последних месяцев (захват заложников в Москве), постановка выглядит не только актуальной, но и захватывающей. И там, на сцене, и здесь, в действительности, мы видим, что жизнь каждого, даже самого мирного человека, не застрахована от угрозы насильственной смерти: там - это террор ЧК, здесь - террор чеченских и прочих бандитов. Остается только уповать на помощь Божью, и она приходит: там в виде явления преподобного Сергия, здесь в виде освобождения заложников в день празднования Иверской иконы Божьей матери. Но и здесь, и там неизбежны человеческие жертвы. Единственный правильный вывод из всего этого: Бог ведет Россию через страдания одному Ему известным путем к одной Ему известной цели, и Он все-таки не оставляет.

Алексей Залесский


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика