4 сентября в театре состоялся сбор труппы. Руководители театра М.Г. Щепенко и Т.С. Баснина рассказали о планах театра на грядущий сезон. Ближе к весне нас ожидают две премьеры – «Прощание в июне» по Вампилову в феврале и «Сердце не камень» по Островскому в апреле. Спектакль по Вампилову – это и дипломная работа молодых актеров театра, выпускников Ярославского Государственного Театрального Института, и важный для репертуара театра спектакль, очень актуальный по своей проблематике. Речь в нем пойдет о том, как человек ценой ущемления своей совести покупает какие-то блага. И эта покупка у кого-то заложена в программу жизни, а кто-то не может с ней смириться. Сегодня, когда многим кажется, что все покупается и все продается, эта тема отнюдь не архаична.
Что касается пьесы Островского «Сердце не камень», она игралась мало и не имела шумного успеха. Для нас, сказал М. Г. Щепенко, «она оказалась очень дорогой, потому что в ней заключена глубочайшая идея. Главная героиня пьесы – молодая женщина, выданная замуж за старика. Она несет свой крест безропотно и без осуждения к кому-либо. Она не совершает никаких, казалось бы, героических поступков. Она живой человек, и она хочет любви, и семьи хочет нормальной, и сердце действительно не камень, но она не преступает грани. Она может быть только правдивой – это заповедь, по которой она живет».
Также в планах театра, как сообщили руководители, подготовка вечера русской прозы. Театр постоянно осуществляет различные благотворительные показы, и ему необходим мобильный спектакль-концерт, состоящий из законченных, цельных сцен. К тому же, как отметил М.Г. Щепенко, в таких чтецких отрывках выявляется личность актера, и они очень полезны для становления артистов.
Как всегда, в планах театра проведение бенефисов, юбилеев, фестивалей. У театра русской драмы есть свои фестивали – Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма» (начало ноября) и фестиваль «Папа, мама, ты и я – театральная семья», который в разных формах постоянно идет в течение сезона. На международный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Гомеле театр повезет «Женитьбу?», также планируется показ «Царя Федора» в Екатеринбурге в дни памяти царской семьи. Как обычно, в театре пройдут заседания секций «Рождественских чтений». А ознаменуется конец сезона торжественным выпуском актерского курса Ярославского Государственного Театрального Института. Выпускники пополнят труппу театра.
24 мая 2007 года в театре произошло удивительное событие - бенефис многодетной актерской династии Щепенко-Авериных.Бенефициантов поздравили академик Сергей Николаевич Эрлик, а также официальные представители Женского нобелевского движения, Центра детской дипломатии, Международного клуба интернациональной дружбы.
В спектакле "Женитьба" главные роли исполняют заслуженные артисты России Аркадий Аверин и Юлия Щепенко. Он - Подколесин - уморительно смешной, над его мимическими паузами зал просто рыдает от смеха, она - совершенно "настоящая" Агафья Тихоновна - женственная, мягкая, трогательная и в то же время комедийная и яркая. Родители Юли, руководители нашего театра, тоже заняты в спектакле. Тамара Сергеевна предстает здесь как точная во всех деталях комедийная актриса. А в исполнении Михаила Григорьевича сам Николай Васильевич Гоголь появляется на сцене, чтобы среди комедийной суматохи и всех этих печальных и смешных жизненных неурядиц произнести такие необходимые нам сегодня слова. Этот текст "от автора", проникнутый болью за судьбу России и судьбу людей русских, становится мостиком, объединяющим века прошедшие и век нынешний. И слово Гоголя звучит, как будто сказано оно именно для нас сегодняшних.
Этот спектакль вообще - объединяет. В нем вместе - отцы и дети, у них одно общее дело. Актерское! Актерское дело, которое у нас, в русской театральной традиции, в лучших своих образцах было основано на высокой гражданской и человеческой позиции. И театр русской драмы, давая спектакль "Женитьба" по Гоголю в бенефис многодетной актерской династии, напоминает нам об этом.
24 мая спектакль «Женитьба» дается в бенефис... многодетной актерской династии! Многодетные родители, заслуженные артисты России Аркадий Аверин и Юлия Щепенко, играют Подколесина и Агафью Тихоновну. А детей у них четверо - Маша, Лиза, Катя, Коля. Старшей 12 лет, младшему 5. Они тоже принимают участие в жизни театра, в частности, играют в спектаклях детского репертуара. Но и это еще не все! В спектакле заняты и родители Юли, заслуженные деятели искусств России Михаил Щепенко и Тамара Баснина. И это не единственная многодетная актерская семья Театра русской драмы. Поэтому бенефис династии Щепенко-Авериных – это начало акции «Папа, мама, ты и я - театральная семья", которая в разных формах постоянно будет проходить на нашей сцене.
Не секрет, что театральные семьи нередко бездетные. Спектакли, репетиции, обсуждения, гастроли - и на одного ребенка далеко не всегда хватает сил. А может быть, дело не только в силах, но и в системе ценностей и приоритетов, которые человек для себя выбирает? Театр русской драмы "Камерная сцена" предлагает нам новый облик театральной семьи - и это успешная, талантливая, объединенная общим делом – МНОГОДЕТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ.
Вы можете участвовать в нашей акции «Подарим детям праздник» и выкупить любое приемлемое для вас количество билетов. Стоимость одного билета – 250 руб. Также вы можете вручить детям подарки или сувениры на память об этом дне.
Мы готовы разместить информацию о вашей организации на наших афишах, пригласительных билетах и рекламной продукции.
Театр. Каковы Ваши первые впечатления, Феликс Вельевич?
Ф. Разумовский Как мне показалось, это одновременно и художественный и идейный спор с постмодернизмом, иначе говоря, - спор с основными принципами «века сего». Я бы даже употребил более сильное слово – поединок. Причем он явно выигран. Автором, и режиссером, и всей труппой – это первое, что приходит в голову.
Театр. Вам было интересно?
Ф. Разумовский Да. Мне было очень интересно.
Театр.Интеллектуальная драма бывает суховата или назидательна. В сегодняшнем спектакле театр и автор говорят с нами об очень серьезных вещах, но подано это все в забавной, увлекательной форме.
Ф. Разумовский Настоящая драматургия всегда интеллектуальна, я не стал бы это выделять. Здесь важно другое - современная без всяких скидок стилистика и язык; абсолютно ясно, что это сделано в театре начала ХХI века, - и пьеса, и постановка, и сценография, – всё. Создатели спектакля не рассчитывают на снисхождение единомышленников и старательно избегают назидательности. Дунаев-богослов и православный публицист не заслоняет Дунаева-драматурга. Наверное, можно говорить и о деталях, что-то сделано более или менее удачно… Но зритель смотрит спектакль не так как театральный критик. Зритель проникается пафосом спектакля, его не может оставить равнодушным художественный вызов нашему времени, которое, в самом деле, всё вокруг сделало условным. Этот вызов интересен, драматичен, он создает главный нерв спектакля. Требовался не только талант, но и мужество, чтобы пойти по этому непроторенному пути.
Театр. Михаил Михайлович, что вы можете сказать о спектакле как автор?
М. Дунаев. Для меня постановка во многом оказалась неожиданной. Я представлял себе всю стилистику несколько иначе. Здесь неожиданное, но, по-моему, очень удачное решение. Я был приятно поражен, удивлен. Не удивительно, что наши изначальные представления не совпали – я не режиссер, а Щепенко режиссер. Он еще раз показал, что его профессионализм (и даже нечто большее, чем профессионализм) превосходит представления автора, что автор в этом смысле несовершенен.
Театр. Для Вас, как для автора – о чем пьеса?
М Дунаев. Если кратко – пьеса о том, что мы живем в мире дурной игры, и все это определяется той либеральной системой ценностей, которая сейчас господствует. И это господство в конце концов становится трагедией для отдельных людей, которые не могут принять эту систему (а эта система очень гибкая, она позволяет любому человеку приспособиться, если он ее примет). Но эта система на мой взгляд не то что ложная – она лживая. И именно поэтому человека, который не может принять этой лжи, она выталкивает из всего жизненного уклада. Система либеральных ценностей основана на первородном грехе. Как говорит герой пьесы, мы решили, что слова Создателя условны – и все потеряли. Вот, собственно, об этом пьеса.
Театр. Об этом и спектакль.
М. Дунаев. Естественно, ведь мы единомышленны с режиссером, тут у нас расхождений никаких нет.
Театр. Когда люди видят название спектакля, они считают, что это спектакль о Дон-Жуане, но это спектакль не о Дон-Жуане.
М Дунаев. Дон Жуан – это главный персонаж, вокруг которого развиваются события. А главное название – комедия условностей. Хотя комедия потом перерастает в трагедию.
Театр. Зрители говорят о том, что печали, грусти после финала у них не остается. А задумчивость, желание подумать о чем-то – есть.
М. Дунаев. Это хорошо – на то и рассчитано было, чтобы люди задумались
Неожиданная премьера для нашего театра, не так ли? Рядом с персонажами Чехова, А. Толстого, Н.Гоголя, И.Шмелева - словом, рядом с русской классикой нежданно-негаданно обосновался не кто иной, как Дон-Жуан. Неуемный и неугомонный мадридский повеса на этот раз предстал перед нами в новой пьесе, и написана она другом театра, известным филологом М.Дунаевым.
Такого Дон Жуана, безусловно, еще никто не видел. Он молод, прекрасен - а еще добр, честен, искренен... Он словно заимствует у традиционных героев русского искусства их лучшие качества, оказавшись на сцене Театра русской драмы. Эту роль исполняет Павел Левицкий, чья актерская индивидуальность "по определению" исключает всякие нехорошие (репутация-то многовековая у персонажа!) подозрения. Но условное искусство театра преподносит безусловно прекрасному Дон Жуану неожиданные сюрпризы… Комедия условностей - так обозначен жанр спектакля - становится поводом для интеллектуальной игры, в которой режиссеры Михаил Щепенко и Тамара Баснина предлагают нам и повеселиться, и поразмыслить о том, что так важно для этого театра - о взаимоотношениях искусства и жизни, театра и высшей истины. А еще - о противостоянии личности и толпы, о власти того, что принято называть "общественным мнением", о навязывании репутаций и ролей.
Михаил Щепенко - режиссер вахтанговской школы, он любит и умеет демонстрировать возможности театра, и в спектакле есть веселое театральное озорство, да и какой же Дон Жуан без озорства, розыгрышей и веселья. Актеры играют актеров, играющих актеров... Однако над всей этой игрой, над всем этим царством условности и интеллектуального лицедейства витает дух мудрости, в которой, как известно, "многия печали", и давний вопрос: "а что есть истина?" звучит отчетливо и неотступно. И некое духовное сосредоточение, свойственное спектаклям этого театра, становится эмоциональным итогом комедии условностей - хотя она и вправду ну очень условна...
После спектакля «Дон Жуан» 12 апреля состоялась встреча режиссера-постановщика М.Г. Щепенко и автора пьесы М.М.Дунаева с преподавателями и студентами выпускного курса факультета психологии МПГУ. На встрече присутствовали декан факультета, доктор философских наук, профессор В.И. Жог и зав.кафедрой психологии академик В.С.Мухина.
Разговор шел о спектакле, о его актуальности, затрагивался самый широкий спектр проблем. Почему наш корабль плывет не в том направлении, почему мы подвержены условным ценностям и отвергаем абсолютные?
Ради чего поставлен этот спектакль? Отвечая на этот вопрос, М. Г. Щепенко сказал: «Речь идет о поиске истины. Это тот вопрос, который задавал Понтий Пилат, не понимая, что Истина перед ним. Так и сейчас – человек задает этот вопрос и не понимает ответа. Что истина – на что, а Кто и она абсолютна. Не имея этой меры в руке, мы неизбежно оказываемся в плену условных истин, то есть в плену у лжи. А ложь – это путь к исчезновению, вечной смерти. И отсутствие пути к спасению. Так что и социальные аспекты здесь очевидны - это гибель.
В пьесе силен момент отрицания. Отрицания отрицательного, то есть человека разумного, который перестал быть человеком разумным. Я всегда очень осторожно отношусь к этому. Но эта критика потому для меня допустима, что есть колоссальный момент утверждения.»
24 мая спектакль «Женитьба» дается в бенефис... многодетной актерской династии! Многодетные родители, заслуженные артисты России Аркадий Аверин и Юлия Щепенко, играют Подколесина и Агафью Тихоновну. А детей у них четверо - Маша, Лиза, Катя, Коля. Старшей 12 лет, младшему 5. Они тоже принимают участие в жизни театра, в частности, играют в спектаклях детского репертуара. Но и это еще не все! В спектакле заняты и родители Юли, заслуженные деятели искусств России Михаил Щепенко и Тамара Баснина. И это не единственная многодетная актерская семья Театра русской драмы. Поэтому бенефис династии Щепенко-Авериных – это начало акции «Папа, мама, ты и я - театральная семья", которая в разных формах постоянно будет проходить на нашей сцене.
Не секрет, что театральные семьи нередко бездетные. Спектакли, репетиции, обсуждения, гастроли - и на одного ребенка далеко не всегда хватает сил. А может быть, дело не только в силах, но и в системе ценностей и приоритетов, которые человек для себя выбирает? Театр русской драмы "Камерная сцена" предлагает нам новый облик театральной семьи - и это успешная, талантливая, объединенная общим делом – МНОГОДЕТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ.
Вы можете участвовать в нашей акции «Подарим детям праздник» и выкупить любое приемлемое для вас количество билетов. Стоимость одного билета – 250 руб. Также вы можете вручить детям подарки или сувениры на память об этом дне.
Мы готовы разместить информацию о вашей организации на наших афишах, пригласительных билетах и рекламной продукции.