В стенах уютного особняка на Земляном Валу, 64 оказываются разные гости. Многоцветная палитра репертуара Театра и по-домашнему тёплая атмосфера приводят сюда зрителей самых непредсказуемых: от московских школьников и студентов  до ведущих теноров Большого театра, от главных редакторов столичных СМИ до наследников царского престола. И этим вечером в Театре происходило нечто особенное…

Член Общественной палаты РФ Сергей Рудов, председатель Фонда им. Василия Великого Константин Малофеев, советник директора Фонда друзей Ватопедского монастыря им. преп. Максима Грека Михаил Косачёв, журналист Аркадий Мамонтов, отец Александр из Ростова-на-Дону, представительница графского рода Лопухиных Мария Майендорф– что могло собрать такую публику в Театре Русской Драмы? Ответ найдём, перелистнув календарь ровно на год назад.

Октябрь 2011. Со Святой Горы Афон в Россию привезён из Ватопедского монастыря Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Он крестом облетел на самолёте всю Россию – от Владивостока до Калининграда, и семь дней находился в Храме Христа Спасителя. В путешествии по России чудотворный Пояс сопровождала икона Покрова Пресвятой Богородицы и прозрачная пластина, через которую верующие прикладывались к ларцу с Поясом. Именно эти святыни – икона и пластина – встречали в тот вечер гостей Театра Русской Драмы…

И гости не задавали вопросов, а первым делом подходили к иконе – для них эта благостная встреча не случайна. Это они год назад сделали возможным одно их самых значимых событий православной России. Это благодаря имболее 3,5 млн. человек приложилось к Поясу Богородицы, известному своей исцеляющей силой. И для них это событие тогда стало чем-то очень личным, изменившим мир внутри и вокруг. Хотя, как скромно замечает Сергей Рудов, поднявшийся на сцену перед спектаклем поприветствовать своих друзей и соратников, «наша роль, как роль статистов, была в том, чтобы просто находится рядом. Какая-то сила, исходящая от Пояса, сама звала к себе людей».

Зовёт она и по сей день. Простые волонтёры, крупные банкиры, священники, успешные предприниматели – все, кто внёс свою лепту в организацию Принесения Пояса Богородицы, – собрались вместе, чтобы повспоминать сегодня и помнить всегда. И место для такой сокровенной, такой трепетной, почти семейной встречи должно быть созвучным общему настроению.

Театр Русской Драмы, с его приветствием «Мир входящему» под сводами фойе и камерным пространством, кроме домашней атмосферы порадовал гостей смысловым наполнением вечера. Как и положено по статусу, гостей встречал «Царь». Программный спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» в этом году отмечает свой 15-й юбилей. По-прежнему историческая трагедия о Смутном времени на Руси собирает аншлаги и не перестаёт удивлять своей злободневностью. «Сейчас времена такие… смутные» - делятся впечатлениями зрители и в 1998, когда состоялась премьера, и в 2012, когда, казалось бы, всё так изменилось. На сцене – князья Шуйские, Мстиславские; в зале – государственные мужи нашего времени, те, чьи умызанимают «думы о судьбах отечества» не только как красивая метафора. «Всё, что касается православия, истории России по-настоящему трогает собравшихся сегодня гостей, - рассказывает советник Фонда им. Максима Грека Михаил Косачёв. – Я наблюдал за лицами друзей: у многих восторг, у многих культурный шок. Театр заставил поволноваться и, в конечном итоге, восхититься тем, что происходит на сцене. Это было настолько искренне, что ты веришь тому, кто играет». В удивительной гармонии соединилась сегодня атмосфера сцены,с масштабными иконописными декорациями и церковными песнопениями в финале спектакля, и зала, с такой нестандартной публикой.

Закрылся занавес, отшумели аплодисменты, а последняя нота спектакля, его очевидно-спорный финал, продолжала звучать и обсуждаться уже за кулисами. В увлекательной беседе за чашкой чая разоблачившиеся Царь – Михаил Щепенко, и его Царица Аринушка – Тамара Баснина, ещё долго дискутировали с гостями о самом насущном, о главном, о наболевшем. С чем в финале остаётся Царь Фёдор? Состоялась ли победа Бориса Годунова? Какой сейчас правитель нужен России? «Царь Фёдор, - говорит режиссёр Щепенко, - это то лучшее, что живёт в каждом из нас, он силён духом. Вспоминаются слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». На возражения, что в финале спектакля Царь Фёдор остаётся в абсолютном одиночестве, режиссёр отвечает сценографией: во всю высоту сцены возникают иконы деисусного чина. На Бога и его Святых и уповает Царь Фёдор.

Но обычный человекслаб, и чтобы «то лучшее» выбралось наружу, сделалось действенным и преобразующим, должно произойтичто-то. Член Общественной палаты РФ Сергей Рудов учредил Фонд, чтобы привезти Пояс Пресвятой Богородицы с Афона к верующим в Россию. Журналист Аркадий Мамонтов снял серьёзный документальный фильм о людях и последствиях этого события. Отец Александр стал священником, поработав волонтёром в Храме Христа Спасителя во время пребывания там Пояса. Сотни верующих приходили в Марфо-Мариинскую обитель плести пояски, которые затем освящались и бесплатно раздавались в городах, куда привозили чудотворные святыни. В их жизни это «что-то» произошло. Пояс Пресвятой Богородицы и упование на силу Божью совершили ещё множество чудес…

По словам организаторов вечера, именно Театр Русской Драмы вдохновил их на продолжение своего рода «странствования» иконы Покрова Пресвятой Богородицы, 40 дней пребывавшей с чудотворным Поясом, по храмам искусства. Следующей, уже более масштабной площадкой была выбрана Московская консерватория им. П.И.Чайковского. Пожелаем же организаторам сил и вдохновения, чтобы каждый желающий отыскать в себе «то лучшее» смог прикоснуться к этим святыням. Ведь в любое смутное время ясность вносит только вера.


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика