Тамара БаснинаТамара Сергеевна Баснина родилась 6 апреля 1947 года в Москве. Закончила факультет режиссуры Щукинского училища. В 1974 г. с М. Щепенко организовала студенческую театральную студию в МХТИ им. Менделеева, которая стала потом Театром-студией на улице Чехова, а с 1987 г. – Московским театром русской драмы. В 1997 г. удостоена звания «Заслуженная артистка России»,в 2004 г. – звания «Заслуженный деятель искусств». Яркая, талантливая артистка, оригинальный и глубокий режиссёр, художник, создатель многих спектаклей театра, член-корреспондент Российской академии естественных наук. Награды Тамары Басниной:
Театральные работы
"Сказка о прекрасной царевне со всеми вытекающими из этого последствиями" – Царевнушка, Царица
"Эй, кто-нибудь!" – девушка "Двадцать минут с ангелом" – девушка, уборщица "О, Русь моя" – чтец "Фантазии Фарятьева" – Шура, мама "О чём кричите?" – Елена Ивановна Попова ("Медведь"), Татьяна Алексеевна ("Юбилей"), Наталья Степановна ("Предложение") "Чехов на улице Чехова" - дама ("Хористка") "Однажды утром перед закатом" – грустный клоун "Уравнение с двумя известными" – Она "Конь вороной" – Ольга "Огни" – Кисочка "Женитьба?" – Арина Пантелеймоновна, Фекла Ивановна "Необойдённый дом" – странница "Царь Фёдор Иоаннович" – царица Ирина Фёдоровна "Ночь, когда открываются тайны" – тётя Маша "Морозко" – Баба "Муромское чудо" – Мария "Два Мороза" – Барыня "Вот вы спрашиваете, как мы поживаем…" – Сваха Любовь Григорьевна "Нежное сердце" – Дарья Семёновна Бояркина "По самому по краю" – Мама "Лебединая песня" – Раиса Павловна Гурмыжская "Лифт" – Баба Клава Некоторые отзывы прессы: «Известная аксиома: «Театр строят безумцы». Думается, что точнее назвать их личностями феноменальными, пассионариями. Такой феноменальной личностью является, несомненно, Тамара Баснина. Директор и создатель Московского театра русской драмы «Камерная сцена», режиссёр-постановщик, актриса, педагог, художник… Это всё Тамара Баснина. Осуществляя свою деятельность в устойчивом тандеме с художественным руководителем театра Михаилом Щепенко, она является постановщиком и сопостановщиком практически всех спектаклей в Театре русской драмы и исполнительницей многих ролей. Т. Баснина – энтузиаст идеи «театр-семья», и всю свою жизнь в театре стремится (часто мучительно) к осуществлению этой идеи. Когда её спрашивают, почему её театр избрал эту модель, она обычно отвечает: «Разве есть более великая идея на земле, чем идея человеческого братства во имя высших идеалов?» Это звучит в наше прагматичное время несколько странно, однако вспомним, что странность есть несомненное качество художнического взгляда на мир. Этот сезон театра «Камерная сцена» отмечен премьерой «Куликово поле» по прозе И. Шмелева. Спектакль глубокий, оригинальный и стоящий особняком в галерее столичных премьер. К новому сезону предполагается выпуск двух премьер. Это возобновленный в новом качестве спектакль «Фантазии Фарятьева» и водевиль «Беда от нежного сердца». Являясь постановщиком этих спектаклей, Т. Баснина исполняет главные роли в них: в «Фантазиях Фарятьева» – роль Мамы, в «Беде от нежного сердца» – роль Дарьи Семёновны. Роли очень разные, как, впрочем, и сами спектакли. Уверены, что творческое высказывание Т. Басниной в этих спектаклях будет, как всегда, неожиданно и убедительно. 6 апреля – день рождения артистки. Поздравляем и ждём новых радостных встреч с её творчеством». Газета «Культура» «Сущность образа жены Фёдора Ирины, созданного Т. Басниной, – бытие для другого. Каждый её жест, каждое слово, меняющееся выражение глаз – всё для него, к нему обращено и ради него существует». Газета «Культура» Редкий зритель уходит из театра "Камерная сцена", не ощутив особой ауры этого театра. Чем она характеризуется? Строгостью? Чистотой? Теплом? Добротой? Изысканностью? Думаю, что всеми этими качествами, неразрывно связанными с личностью Тамары Басниной. Кто она? Талантливая актриса и незаурядный режиссёр? Неутомимый и неисправимый максималист в своих нравственных претензиях? Создатель театра и сподвижник художественного руководителя? Радушная хозяйка дома и любящая мать всего большого театрального семейства? Да, это всё она – многоликая и целостная в своей многоликости – Тамара Баснина. Без неё творческое лицо театра было бы иным. И неизвестно, было ли оно вообще - это лицо, если бы не было её. Являясь не просто постоянным со-ратником, со-режиссёром, со-автором, со-педагогом Михаила Щепенко, она несомненно наделена яркой и неповторимой художественной индивидуальностью. Меня в некотором роде поражает, как могут уживаться в творческом союзе два лидера – М. Щепенко и Т. Баснина. Складывается впечатление, что они не подавляют, а естественно дополняют друг друга в режиссёрской и актёрской деятельности. Вероятно, это дает им обоим возможность совмещать в себе столь качественно разные ипостаси, как актёр и режиссёр. Нередко они играют вместе, представляя из себя органичный дуэт: Ирина и Фёдор ("Царь Фёдор Иоаннович"), Ольга и Юрий Николаевич ("Конь вороной") и так далее. Всякая актёрская работа Т. Басниной вызывает удивление, ибо актриса наделена даром внутреннего преображения, она убеждает при минимуме внешних доказательств. Образы, созданные ею, на удивление разнообразны, а перечислять их можно достаточно долго. Это юная и доверчивая Царевнушка ("Сказка о прекрасной царевне...") и попранная, но непобеждённая Девушка ("Эй, кто-нибудь!"), пронзительно-грустный Клоун ("Однажды утром перед закатом") и измученная, надломленная, но очаровательная Александра ("Фантазии Фарятьева"). Это ряд траги-водевильных ролей в чеховских "Медведе", "Юбилее", "Предложении" и доведенная до предела отчаяния Она ("Уравнение с двумя известными"), заблудившаяся в революции, верная своему избраннику Ольга ("Конь вороной") и отчаявшаяся и беззащитная "Кисочка" ("Огни"), Царица ("О том, как Иван Змея Горыныча победил"), Васюта ("Двадцать минут с Ангелом"), Фёкла ("Женитьба?"), Мама ("Фантазии Фарятьева"), Ирина Годунова ("Царь Фёдор Иоаннович")... Потрясает – без преувеличения – её Старуха-странница в "Необойденном доме". Гофмановские мотивы притчи делаются безусловными, фантастическая ситуация превращается в достоверную, благодаря найденному актрисой принципу адекватного психологического бытия – в условиях крайних и непостижимых для человеческого рассудка. А. П. Ленский писал, что гениальным бывает актёр при крайней степени чувствительности и полном самообладании. Т. Баснина, кажется, имеет эти качества. И второе из них – свойство режиссёрской профессии, которая всегда с ней. Говорят, что режиссёр должен забывать, что он режиссёр, когда выходит на сцену в качестве актёра. Возможно ли такое? Во всяком случае, совместить эти два начала дано немногим. Тамара – одна из немногих. Вероятно, это связано с её личностной целостностью и бескомпромиссностью. В режиссёрской работе она всегда вместе с М. Щепенко. Бывает часто не вполне ясно, в чьей голове возникает решение той или иной творческой задачи. Тамара Баснина умеет прекрасно разрабатывать, "нюансировать" основную идею постановки, добиваться безукоризненной точности сценического языка. Её тонкокожий психологизм незаменим в театральном обучении. Она – педагог театрального вуза, воспитатель всех актёров театра. И всё же если говорить о том, какое качество в наибольшей степени характеризует актрису Баснину, то, думается, следует назвать последовательное стремление быть и жить по самым серьёзным духовным и нравственным требованиям. Здесь можно усмотреть её путь постижения человеческой души – и в жизни, и на сцене. Это качество – как закваска, делающая хлеб не пресным, суть того явления, которое называется "Камерная сцена". Вот почему всегда после обращения с творчеством Тамары Басниной остаётся в душе след благодарности и ощущение того, что Красота не покинула мир, а значит, не покинула его и Надежда. Журнал «Театральная жизнь» |
Галерея |
|
|