Ирина Евгеньевна Винокурова родилась 23 сентября 1977 г. в Московской области.
В 1993 г. пришла в театр. 1995–1999 гг. – учеба на целевом курсе театра в Ярославском Государственном Театральном Институте. Очень яркая творческая индивидуальность. Актриса характерная и психологичная, наделённая небывалым темпераментом и острым чувством формы. Это позволяет создавать ей образы очень разные и убедительные (Кисочка в «Огнях», Жена в «Вот вы спрашиваете, как мы поживаем…», Маша в «О любви и не только…», Анна Ивановна в «Эх ты, Сандрильона!» и других).
Михаил Щепенко о Ирине Винокуровой:
Ира – стихийно одаренная актриса, она темпераментна, ранима и не сентиментальна. Ее сенсорно-эмоциональная система очень подвижна и откликается на малейшее возбуждение. Потому ее героини никогда не существуют при температуре 36,6 градусов, их температура гораздо выше. Ирина любит и тонко чувствует юмор. Она очень обаятельна, женственна. Своим обаянием она невольно наделяет свои образы, и образы эти становятся любимыми зрителями. Да, она любимица зрителей, и не только зрителей. Она любимица всей труппы. Ира очень много ролей сыграла в сказках, но ее успех – это роль Лизаветы в «Огнях», роль весьма трагическая. Еще интересна ее Хористка, а главная роль Кисочки в тех же «Огнях» воистину глубока и драматична. И смех, и слезы, и недоумение, и сочувствие – вот весь букет чувств, вызываемых этими работами. Удалась ей и озорная, в некотором роде, лубковая роль Лизаветы в сказке «Морозко», когда зритель верит чуду: перерождению эгоистки в доброго человека. В «Муромском чуде» ее Анисья запомнилась зрителям своей эксцентричностью, бурным и смешным выявлением эмоций. Незабываема Ирина в роли Клеопатры («Куликово поле»). Перед нами одуревшая от власти неумная жена работника ЧК, смешная и страшная.
Наверное, одна из лучших ролей актрисы - Люба в "Фантазиях Фарятьева". Роль требует соединения двух трудно-соединимых качеств: юности и мастерства. И здесь это сочетание блестяще осуществляется. На грани буффонады роль Марии Петровна Ребротёсовой в спектакле "О любви и не только" - на грани, но не за гранью! Очень смешно, бурно и правдиво. Думаю, что Ира, несомненно, сугубо наша актриса, и по этой причине она сердцем знает назначение нашего театра.
Сыгранные роли:
"Нежное сердце" – Марья Петровна, Аграфена Григорьевна
"О том, как Иван Змея Горыныча победил" – Царевнушка, Кикиморка, Немецкая царевна, Папайя
"Три брата" – Акулина, Степанида, Карьяса, Настя
"Морозко" – Лизавета, Марьюшка
"Два Мороза" – Дуняша, Поселянка
"Муромское чудо" – Анисья, Боярыня Екатерина, Авдотья
"Кошкин дом" – Коза, Свинья
"Огни" – Лизавета («Казак»), Паша («Хористка»), Гулящая девка, Наталья Степановна (Кисочка)
"Женитьба?" – Дуняшка
"Царь Фёдор Иоаннович" – княжна Мстиславская, Сенная девка, Боярыня
"Необойдённый дом" – Дочь, Невестка
"...И виждь, и внемли!» – Человек от театра
"Куликово поле" – Клеопатра, Надя, Жена профессора
"Всегда театр!" – Синеблузница, Она («Немое кино»), Надюша-курсистка
"Клоу-дивертисмент" – Русская девка, Хрюша («Спокойной ночи, малыши»), Цыганка
"Вот вы спрашиваете, как мы поживаем…" – Гувернантка («Размазня»), Лидочка («Розовый чулок»), Варвара Петровна («Пропащее дело»), Она ("Ушла")
"Фантазии Фарятьева" – Люба
"Римская легенда" – Рабыня
"О любви и не только…" - Марья Петровна
"Бенгальские огни" - Антонина Ивановна, Мама
"Эх ты, Сандрильона!" - Анна Ивановна Поярцева
"Царский путь" - Народ
"Сердце не камень" - Огуревна
"Капитанская дочка" - попадья, хор
Некоторые отзывы прессы
«Клеопатра (И. Винокурова) как раз из новоиспеченных «ответственных жен», и как же узнаваема она и сейчас. Ее разудалая манера говорить, вульгарный наряд, всепоглощающее чувство «право имеющего» – это ли не отличительные черты представителей нового правящего строя».
Журнал «Страстной бульвар, 10»
(Марья Петровна "О любви и не только…")