истории одного подъезда
Автор: Д. Щепенко
Премьера состоялась 29 мая 2012 г.
Рекомендуемый возраст зрителей от 14 лет
Подъезд – привычное и мимолетное пространство, которым начинается и заканчивается каждый будний день. Минутный переход от дома до внешнего мира. Выбросить мусор, поменять лампочку, достать газеты из почтового ящика – вот обычные сюжеты для такого интерьера. Но только не в этой истории. Здесь лифт становится не только местом действия, но и местом заключения, примирения, откровения…
Работа драматурга и режиссёра Московского Театра Русской Драмы Дмитрия Щепенко одновременно иронично и трогательно, откровенно и деликатно исследует повороты лабиринтов и закоулков человеческих отношений. Вопросы отцов и детей, обид и прощений, одиночеств и сложностей брака - всё сходится здесь, в подъезде-перекрёстке, подъезде-пристанище, подъезде-убежище.
Спектакль стал лауреатом конкурса по поддержке современной драматургии в 2012 году, проводимого Министерством культуры РФ
Постановка и сценография
Дмитрия Щепенко
Действующие лица и исполнители:
Баба Клава:
засл. деят. иск. России Тамара Баснина
Баба Люся:
засл. арт. России Валерия Полякова
Пётр:
Дмитрий Щепенко
Денис Толкачёв
Витька:
Григорий Аверин
Владимир:
Никита Шаталов
Оля, его жена:
Ирина Обложнова
Бомж Женя:
засл. арт. России Аркадий Аверин
Участковый:
Артур Бичакиан
Саксофонист:
Даниил Колганов
Лифтёрша:
Валерия Олефир
Голос за сценой:
Екатерина Аверина
Художник по свету: засл. деят. иск. России Тамара Баснина, Алена Зеленкова
***
Постановочная часть: Андрей Родичкин
Художник по свету: Алена Зеленкова
Светооператор: Анна Власова
Звукооператор: Андрей Родичкин
Лилия Крапивина
Продолжительность: 2 часа, с антрактом
Спектакль в СМИ:
- Л. Денёва «Лифт с первого этажа» Газета "Возглас" 15.06.2012
- Премьера спектакля «Лифт». Галина Савинич (http://pub-ini.blogspot.com/2012/06/blog-post_04.html)
- Фоторепортаж в день премьеры спектакля
- Н.Голдовская "Что ты хочешь сказать", интервью с Д.Щепенко в "Семейной православной газете", август 2012
- О. Мерзликина "А с какой вешалки начинается театр?", газета "Московская правда", №4 2012
- Ю.Мох "С какой вешалки начинается театр?", репортаж об открытии сезона в газете "Вести Таганки", 25.09.2012
- Н. Лескова. "Лифт от сердца к сердцу" - "Вечерняя Москва" 16 сент 2012
- О спектакле «Лифт» в газете "Вести Таганки" 13.07.2012
Отзывы зрителей в Летописи театра:
Лифт.
Интеллигентный бомж Женя, который, о дивное диво – не пахнет, облюбовал для ночлега лестничный пролёт обычной московской многоэтажки. Ничего особенного: мусоропровод, собака на теплой батарее, лифт, почтовые ящики и – надрывный звук саксофона, на котором ближе к вечеру, когда за окном возникают сине-малиновые сумерки, неистово упражняется один из непутёвых, - а другие здесь кажется, и не водятся, - жильцов.
В связи с тем, что на сцене Театра Русской Драмы нет кулис, главный герой пьесы появляется перед зрителем до начала действия: сложная театральная конструкция открывается, закрывается, скользит вверх и вниз, создавая оптическую иллюзию: «как настоящий». Помимо опций: эффектная декорация, средство перемещения актёров-жильцов между этажами, лифт здесь ещё и метафора – символ коммуникации, которой и посвящён спектакль режиссёра-дебютанта, он же драматург, Дмитрия Щепенко.
Не склока, их в пьесе много, а конфликт возникает не между кем-то и кем-то, а возле или внутри – лифта. Две пожилые дамы, соседки, когда-то ужасно давно не поделившие одного мужчину, бесконечно выясняют отношения по поводу и без, скорее ради самого процесса общения. Недовесок Витька, школьник и полусирота (отец вроде умер, мать крепко пьёт) просит затюканного женой дядю Петю «подбросить» на лифте – мальчик, видите ли, слишком «худенький», всего 32 кг, а лифт такой вес не поднимает. Слово за слово, и вот уже недовесок с дядь Петей становятся лучшими друзьями, вплоть до: «Эх, усыновлю», но…
Это «Но» происходит в каждой из четырёх новелл (а спектакль, конечно, сшит из литературного материала, отсылающего нас к О. Генри или раннему Чехову). И если внезапное вторжение Голоса в личную жизнь молодожёнов Володи и Оли (застряли в лифте по пути в ЗАГС для оформления развода) ещё как-то можно принять за чистую монету, то развязка сюжета про интеллигентного Женю («я не бомж, я – из Сыктывкара») родом из какой-то другой реальности: сказочной, душеспасительной, как угодно, «но» - другой.
На этом противоречии: всё вроде так, как в жизни, но не так как в жизни, а – лучше, добрее, одухотворённей что ли – и держится спектакль. И то сказать, в финале пьесы, которая начинается с попытки бомжа поудобнее устроиться на ночлег, ждёшь острого социального высказывания и обобщения, а тебе цитату из Станиславского и немую сцену из «Ревизора». Это что?
А это вот что: добрый или добренький? Врал или «вводил в заблуждение из лучших побуждений»? Принять или нет? В финальной новелле – ключ ко всем историям и пьеса в целом, не в смысле драматургических развязок (хотя: «ах, так вот оно что» – будет), а отношения зачинщиков пьесы – к зрителю.
Круг замыкается. «Лифт» не столько про одиночество, непонятость и сложносочинённые коммуникации жителей многоэтажек, сколько про отношения на сцене и в зале. В каком-то смысле, ну да, это манифест молодого режиссёра: «Вот так!». И, надо признать, в спектакле происходит ровно то, что не может не нравиться зрителю, его как будто сажают на цистерну с сахаром, плывущую в море слёз и дополнительно усиленно развлекают шутками – здесь очень много юмора, очень.
«Лифт» – зрелище редкое, камерное, исключительно приятное. И, хотя – центр Москвы, сцена – Русской драмы, персонажи – так и вовсе «из народа», на спектакле лежит шлейф трудноуловимой западности, просчитанности, словно молодой режиссёр с ходу угадал (знал?) какой-то рецепт: вот так и так.
Ну а ещё соло саксофон и неизбежность хэппи-энда, опять же.
Лифт-2
Лифт – эпицентр лестничной площадки. Вверх или вниз, а иногда застрять между этажами – всё как в жизни: бомж пристроился на ночлег, бродячая собака, мусоропровод. Горести и радости обитателей обычных подъездов. Несколько новелл, объединённых в одну историю – «возле лифта».
На сцене Театра Русской Драмы дебют молодого драматурга и режиссёра Дмитрия Щепенко: обаятельный, ироничный, трогательный и очень смешной рассказ о человеческих отношениях: об одиночестве, недопонимании, обидах и, конечно, о прощении.
Лауреат конкурса по поддержке современной драматургии 2012 года, проводимого под эгидой Министерства культуры РФ.