<a href=/actors/mschepenko.html>Михаил Щепенко</a> в период создания спектакля "Сказка о Прекрасной Царевне", 1970 год
Михаил Щепенко в период создания спектакля "Сказка о Прекрасной Царевне", 1970 год

Сегодня в Театре Русской Драмы во всю бушует Новый год. Сотни детей, тысячи улыбок, часы рукоплесканий. Но мало кто из сегодняшних зрителей знает, что ровно 25 лет назад, день в день, этот зал впервые отворил свои двери гостям театра.

Дорогие наши зрители! В этот исторический день мы приглашаем вас в небольшое путешествие на машине времени в «историю одной сказки», чтобы узнать, как всё начиналось...

Лето 1970 года. В Советском Союзе запускают космический корабль «Союз-9», на экраны кинотеатров выходит эпохальная кинокартина «Бег» по пьесе Булгакова и студент юридического факультета Миша Щепенко ещё и думать не думает о театре. Идея о постановке спектакля рождается спонтанно, из разряда «а давайте?». И действительно, почему бы в пионерском лагере, где Михаил с женой-студенткой Тамарой Басниной руководят творческими кружками, а двухгодовалая дочка Юля дышит свежим воздухом, не устроить театральную премьеру. И началось – глаза загорелись, фантазия разыгралась, маленькая Юля на 28 дней потеряла родителей. Творческий процесс захватил абсолютно: своими руками полный энтузиазма Михаил сколачивал сценический помост, мастерил из подручных материалов костюмы, в сотворчестве с женой Тамарой писал пьесу «Сказка о Прекрасной Царевне». В награду за смелость вдохновение осенило – в голове Михаила родился трюк с лапой Змея Горыныча, которая уносит прекрасную Царевну «под небеса». Работа кипела днём и ночью: неведанная в лагерных масштабах машинерия и неутомимый режиссёр заставили сказочного злодея дышать огнём, Прекрасную Царевну совершать полёт под куполом зала, а всех пионеров репетировать по 8 часов в сутки. И вот, неожиданно проснувшийся в юном студенте Михаиле режиссёр, затаив дыхание, стоит за кулисой в ожидании начала своего первого спектакля «Сказка о Прекрасной Царевне»... Стоит сказать, что интерес к событию был огромный – интрига держалась всю смену и должна была открыться в последний лагерный день. Того, что случилось с залом, Щепенко не ожидал даже в самых смелых своих предположениях. Успех был ошеломляющий! Зрители визжали от восторга и, обрывая лагерные клумбы, закидывали сцену цветами. Это уже спустя годы будут долгие скитания театра-студии по подвалам и ДК, будет изнурительная борьба за статус профессионального театра, будут ещё два высших образования и свой «феномен Театра Щепенко». Выходя тогда на поклон, молодой Михаил упивался первым успехом и представить не мог, куда приведёт его эта сказка...

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ох, как убедились в этом дерзнувшие основать свой театр Михаил Щепенко и Тамара Баснина. Да не просто театр, а театр «нужный обществу» - вот такие невероятные слова, собравшись в 1980 году со своей труппой, теперь названной «Театр-студия на улице Чехова», написали в уставе начинающие режиссёры. К этому времени коллектив единомышленников Михаила Щепенко уже существовал в форме театральной студии при Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева, затем – как Театр-студия на Новослободской. А родившаяся в пионерском лагере сказка успела обрасти подробностями, остро-социальными и даже политическими подтекстами и вошла в репертуар как "Сказка о Прекрасной Царевне со всеми вытекающими из этого последствиями" (премьера – в 1976 году). А где же Московский Театр Русской Драмы? – спросите вы. До него ещё более трёх десятилетий... А это – его основы, его духовный фундамент, его прекрасная театральная юность. Юность, когда можно позволить себе любую шалость. И Щепенко позволяет: студийный период по Чехову выплескивается во «Всегда театр!» - действие, объединяющее театральные традиции «всех веков и народов». Спектакль становится в чём-то даже визитной карточкой Театра-студии. Баловство, думается, а именно в нём появляется самое ценное для Михаила Щепенко – дух, без которого театра как живого организма просто нет. И продолжается серьёзный духовный поиск: через восточные учения, агни-йогу к православию. Через эту призму Щепенко рассматривает «Фантазии Фарятьева» А.Соколовой, «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха. В полуподвал на ул.Чехова стекаются йоги, рериховцы, экстрасенсы, буддисты - совершенно свой круг зрителей. Тогда же гремит спектакль, музыкальная траги-клоунада «Однажды утром перед закатом» - глоток свежего воздуха, с сильными социальными мотивами, протестом – зрители с трудом доставали билеты.

Но вот, наконец, мы добрались до Земляного Вала, где среди столичной суеты стоит сегодня старинный особняк, в который и переехал в 1987 году Театр-студия Михаила Щепенко. Здесь раньше был жилой дом, и актёры студии своими руками ломали стены, меняли перекрытия, цементировали пол – возводили свой «храм искусства», театр-семью, театр-дом. Театр, который вместе со статусом профессионального получил название «Камерная сцена» и 25 декабря 1987 года встретил первых зрителей своим счастливым спектаклем «Всегда театр!». Этот особняк и стал самым надёжным приютом Театра, который продолжают создавать Михаил Щепенко и Тамара Баснина. Продолжая следовать концепции «театра потенциально живого», ведут они свою «скоропись духа» от премьеры к премьере: «Царь Фёдор Иоаннович», «Женитьба», «Муромское чудо», «Сердце не камень»... А что же «Сказка о Прекрасной Царевне»? – зададите Вы вопрос? А сказка, с которой всё начиналось, давно стала талисманом Театра. В дальнейшем его играли в двух вариантах – спектакль для взрослых «со всеми вытекающими последствиями» и спектакль-сказка для детей. И поныне она собирает аншлаги маленьких зрителей под названием «О том, как Иван Змея Горыныча победил». «Рождение всякого художника, - говорит Михаил Щепенко, – это чудо. Рождение нескольких художников, уживающихся вместе – это чудо в квадрате. Рождение группы художников, наделенных идейно-эстетическим единством, – это чудо в кубе». А чудеса, как известно, случаются только в сказке. Так пусть же у сказки Московского Театра Русской Драмы не будет конца...

Увидеть спектакль-легенду «О том, как Иван Змея Горыныча победил» можно в ближайшее время – 26 и 27 января 2013 года. Бронируйте билеты по телефону (495) 915-07-18

Дмитрий Щепенко в роли Ивана, спектакль "О том, как Иван Змея Горыныча победил", 2012 год


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика