В Театре Русской Драмы я не была, к сожалению, несколько лет, хотя видела многие спектакли этого уникального творческого содружества людей талантливых и сильных духом. Известие об уникальной премьере, объединившей в одном спектакле «Вот так фунт! Вот так штука…» двух гигантов русской литературы А.П. Чехова и А.Н. Островского, удивило и вызвало опасения: а выйдет ли органично? Поскольку основой спектакля стала знаменитая пьеса «Лес», не будет ли мой любимый Чехов с его драматическим этюдом «Лебединая песня» выглядеть «костылём»?

С облегчением убедилась в том, что постановщики-единомышленники Михаил Щепенко и Тамара Баснина сумели найти неуловимые струны, гармонично объединяющие двух драматургов, обладающих столь яркими индивидуальностями. А всё просто: и Островский, и Чехов писали о человеке… Сложном, грешном, слабом.

Таковы все мы, но кому-то всё же удаётся подняться до вершины самопожертвования и воистину христианской любви, как Несчастливцеву-Гурмыжскому, которого грандиозно сыграл Геннадий Кухаренко. А другой или в данном случае другая лишь прикрывает своё ханжество, стяжательство и сердечную чёрствость красивыми речами о склонности к добрым делам. Я о главной героине спектакля – богатой барыне Раисе Павловне Гурмыжской, в роли которого блистательно сияла Валерия Полякова.

А ведь, казалось бы, это же Несчастливцев идёт на обман, втирается в доверие к доверчивой тётушке, и хрестоматийным положительным героем его никак не назовёшь. Но жизненные коллизии выявляют в людях то глубинное, что часто скрыто от поверхностного взгляда. Чему учит нас классическая русская литература? Живите по совести, чтобы не превратиться в такую вот Гурмыжскую, ублажающую своё тело и забывшую о душе… Радует, что Валерии Поляковой удалось создать не карикатурный, а вполне живой и потому убедительный образ. Ведь чем страшны такие вот Гурмыжские? Они абсолютно убеждены в своей правоте и безгрешности, даже когда убивают юную жизнь.

Слаб человек. Бороться с искушениями трудно. Но когда человеческое (или божественное?

На самом деле это отдельный, непростой разговор, а в спектакле «Вот так фунт! Вот так штука…» помимо этой темы не менее сильно и тревожно звучат и другие вопросы, не ставшие менее болезненными от того, что прошли века. И, пожалуй, самый острый и, к сожалению, бессмертный - власть денег над людьми.

Но при всей серьёзности звучащих в постановке проблем, она получилась на удивление лёгкой, динамичной, нескучной настолько, что три часа пролетели незаметно, а в зале часто вспыхивал смех. Во многом и благодаря образу любопытной Ключницы, созданному Юлией Щепенко, обладающей несомненным комедийным талантом.

Вообще в этом спектакле я не заметила ни одного провала ни в актёрском, ни в режиссёрском плане. И чеховская тоска гармонично сливается с сатирой Островского. Кто бы мог подумать, да? Но Театр Русской Драмы опять удивил нас. Браво!

Юлия Лавряшина, писатель


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика