К 225-летию Александра Сергеевича Пушкина Московский Театр Русской Драмы подготовил премьеру спектакля по повести «Капитанская дочка».
История, созданная пером великого Пушкина, не так проста, как кажется на первый взгляд. Она многопланова и буквально с эпиграфа, который звучит наказом на все времена, наполнена высокой духовностью: «Береги честь смолоду». Хотя в целом простота – отличительное свойство всех пушкинских произведений, но она всегда оправдана той глубиной, что за ней скрыта. Когда нравственный и интеллектуальный посылы высшего порядка, не нужны нагромождения образов, словесные конфигурации, хитроумные сюжетные коллизии.
При этом ясная, прозрачная пушкинская проза максимально далека от примитивизма, каким часто грешит беллетристика среднего уровня, ведь в той же «Капитанской дочке» разворачивается история поистине грандиозного размаха. И постановщикам спектакля Михаилу Щепенко и Тамаре Басниной удалось передать дыхание того смертоносного бурана, который врывается в незамысловатую жизнь молоденького и во много наивного Петра Гринёва (Никита Шаталов).
А вместе со снежной бурей его судьбу осеняет и грозная, противоречивая фигура Емельяна Пугачёва, блистательно сыгранного засл. арт. России Аркадием Авериным, прекрасного и органичного в любой роли. Его самозванец одновременно хитёр и благороден, самовлюблён и мудр. Он такой настоящий, что веришь каждой нотке его голоса и слезам. Мне не хватило только времени пребывания Аверина на сцене, но это уже претензия к Пушкину, ведь Пугачёв в повести появляется не так часто.
Окружающие его маленькие люди, коих так любит русская классическая литература, в этом произведении не столько жертвы эпохи, сколько истинные герои смутного времени. И наиболее ярко в новом спектакле эта идея раскрыта в образах капитана Миронова и его верной боевой подруги и жены. Актёру Геннадию Кухаренко удалось показать, как сливаются в одной личности черты боязливого подкаблучника и храброго воина, без колебаний готового отдать жизнь за матушку-императрицу (засл. арт. России Валерия Полякова) и Родину. Впервые, помнится, я оценила драматический дар этого артиста, посмотрев спектакль «Царский путь», где он играл Василия Шуйского, душа которого стала полем битвы между Богом и дьяволом. В новой постановке Кухаренко использует больше комических ноток, и это лишь поднимает на новый уровень уважение к широкой палитре его актёрского таланта.
Под стать мужу и Капитанша, безупречно, на мой взгляд, представленная засл. арт. России Юлией Щепенко. Истинная правительница всей жизни Белогорской крепости, она настолько естественна и сильна своей беспрекословной верой в правоту каждого своего слова и поступка, что хочется осыпать актрису аплодисментами. Готовая стать и верной женой, и заботливой матерью, и боевой подругой, при этом и радушная, и строгая, капитанша Миронова предстает истинной русской женщиной, отдавшей жизнь за то, что она любит всем сердцем. И в этом величие её подвига.
Так же готов отдать жизнь за любовь и слуга Гринёва – Савельич (засл. арт. России Дмитрий Поляков), который относится к своему господину, скорее, как к сыну – неразумному и невезучему. Хоть старик и смешит своей неуместной скаредностью, но абсолютно веришь тому, что Савельич со всех ног бежал к месту дуэли, чтобы подставить свою грудь под шпагу негодяя Швабрина (отличная роль Даниила Колганова!)
Кстати, о движении. Трёхчасовой спектакль получился вполне живым и динамичным в том числе и благодаря удачной сценографии главного художника Алексея Мамонова. Созданный для спектакля подвижный деревянный забор (знаю из чего он сделан на самом деле, но не скажу!), позволяет удачно менять мизансцены, не прибегая к масштабным декорациям.
Но, если честно, красота подлинных костюмов, и роскошь бутафорских яств, хоть и радовали глаз, всё же были не главным в этой постановке. А вот за бережное отношение к пушкинскому тексту, за верность русским культурным традициям, не допускающим разнузданности на сцене, создателям «Капитанской дочки» низкий поклон. В наши дни не увидеть в спектакле извращений, бессмысленного абсурда и пошлости уже счастье.
Юлия Лавряшина, писатель