«Как народ Руси соединяет… ересь с христианством?!»
Бывают же интересные совпадения: буквально подряд, с разницей в несколько дней я побывала в пяти театрах и посмотрела во всех театрализованные фрагменты великой нашей истории, что в очередной раз убедило меня в том, что вся она и есть одна сплошная смута.
В ET CETERA это был «Борис Годунов» в постановке Петера Штайна – одного из рьяных и последовательных апологетов системы Станиславского. Здесь трагедия Пушкина в трехмерном пространстве предельно лаконична и бесхитростна: по-европейски.
В «Геликоне» с огромным удовольствием прослушала оперу Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Шостаковича, что, надо заметить, случается довольно редко, в постановке Дмитрия Бертмана. Прекрасная, мощная вещь – ничего не скажешь. Голоса, оркестр, костюмы… – все на высоте.
Ох уж это смутное время – время, когда после смерти царя Ивана Грозного в России началась настоящая эпидемия самозванства. Жажда ничем не ограниченной власти стала просто всеобщей болезнью.
В Губернском театре Безруков поставил «Капитанскую дочку» - страшное, тягостное впечатление…Емельян Пугачев…Почти двести лет спустя...Но разве это не есть продолжение той самой смуты?! Никому не посоветую смотреть.
«Граф Орлов» в театре оперетты – спустя семь лет он вновь с успехом идет в этом замечательном театре. И вновь ожесточенная борьба за власть. Замечательные голоса, прекрасная игра, отменная сценография.
И вот наконец «Царский путь» в Театре русской драмы, поставленный более десяти лет назад Тамарой Басниной и Михаилом Щепенко. Казалось бы совершенно разные театры и по репертуару, и по масштабу, и по актерам. Но все же невольно в моем сознании все это выстроилось в единый тематический ряд, первое место в котором я без сомнения отдаю Театру русской драмы - довольно незначительному по площади, но непревзойденному по своей стилистике и режиссуре.
С первых же мгновений, когда на сцене появляются бояре, которые всеми частями тела жадно тянутся за шапкой Мономаха, испытываешь неожиданное ощущение какой-то яркой новизны, какого-то здорового любопытства, непреодолимого желание познать нечто.
Удивительно интересна сценография: скромна до минимума, но как выразительна. Сцена в театре небольшая, а впечатление такое, что дух захватывает. В глубине – лик Христа…Огромные черные смыкающиеся стены-ворота, за которыми узнаваемые знаковые места: Лобное. В центре: трон – трансформер! Части его, обитые красным бархатом, то и дело превращаются в зловещие треугольники: то это тризна, то орудие убийства, а то еще нечто такое, чему и названия нет. Так что получается неизменно изломанный трон! Вот такой знак разрухи. Главный художник театра Алексей Мамонов создал удивительно интересный ракурс. Костюмы: глаз не оторвать! А как умело все это обрамлено колокольными звонами и церковными песнопениями.
Уникален актерский состав. Что ни боярин, то типаж - яркий, самобытный, реальный. Какая речь, интонации, мимика! А бороды! Это тот самый случай, когда за каждым лицом наблюдаешь, как за отдельной драмой. И это касается не только главных персонажей, но всех и каждого, присутствующих на этой сцене, а их отнюдь немало. А какие правдоподобные народные типажи! Какие недоуменные, испуганные лица простых русских людей! Сцена рукопашной народной бойни великолепна. Очень впечатляет сцена обращения Шуйского к народу – превосходно справляется со своей ролью Геннадий Кухаренко.
Ну а что касается засл. деят. иск. России Михаила Щепенко в роли Гермогена, то здесь и вовсе полный восторг. «И как народ Руси соединяет… ересь с христианством?!» – вопрошает воевода Салтыков Михайло, которого блистательно играет засл. арт. России Аркадий Аверин. «Но вижу я: Россия умирает...». «Какой позор пред будущим потомством!» – молвит патриарх. «Но как Господь такое допускает?! Молчишь? И у тебя ответа нет...». Очень яркий диалог!
Не может оставить равнодушным диалог царя Бориса (засл. арт. России Алексей Савченко) с царицей (засл. арт. России Валерия Полякова). А как трогательна сцена, когда царица просит прощение у покойного сына за то, что будет лгать и защищать самозванца! Это совершенно новая сюжетная линия, которой я не встречала ни в одном «Борисе…».
Самозванец в исполнении Дмитрия Щепенко – яркий, злобный, жестокий, со шрамом по всему лицу. Узкие губы, тонкий длинный утиный нос, прищуренные глазки, невысокий, тщедушный – и как только злобы в нем столько помещается!
«Гибнет Русь… Надежды нет…» – говорит печальный монашек патриарху.
«Путем кривым не должно нам ходить…» – изрекает патриарх Шуйскому. Не должно. В самом деле не должно. Урок… Величайший урок истории! Но где ж это видано, чтоб из истории извлекали уроки?! И сегодня наши властолюбцы не внемлют большой русской драме. К сожалению, к большому сожалению.
Итог. Из всех этих пяти театральных вечеров последний врезался в мое сознание самым ярким отпечатком, который, как я думаю, будет неистребим.
Ольга Русецкая,
писатель, журналист, театральный критик