Репертуар Московского Театра Русской Драмы обогатился спектаклем для юного зрителя «Римская легенда» – первой самостоятельной режиссёрской работой нашей землячки Валерии ПОЛЯКОВОЙ.
Завзятым театралам заслуженная артистка России Валерия Полякова давно известна как ведущая актриса сцены на Земляном валу, знаменитой стойкой приверженностью к христианским традициям. И хотя видеть неотразимую Валерию доводилось в полярных по характеру и темпераменту ролях, не случайно её стартовой режиссёрской работой стала постановка пьесы А. Сазонтова и Ю. Авериной, отсылающей зрителя к трагическим временам гонений на первых последователей казнённого Иисуса Христа. Для которых важно не то, что казнён, а то, что воскрес! Поэтому нет и следа скорби на лице Марии Магдалины, которая в исполнении Ирины Андреевой несёт глубинный свет без напускной восторженности, которой слегка грешат более молодые актёры.
Однако тому, у кого свои боги, как поверить в воскресение Христа? Даже если видел это своими глазами? И хотя жанр пьесы обозначен авторами, как «драматическая поэма в прозе, основанная на древнем предании», внутренняя борьба героев зачастую оборачивается неподдельной трагедией. Сделка с совестью Стражника (Артур Аверин), лжесвидетельствующего во имя спасения друга Марка (Иван Жамойтин), не оценившего сомнительной жертвы, – трагедия. Трагична и участь раздираемого страстями римского легионера Адриана (Владимир Шамшурин), пытающегося держаться образа покорителя мира, но столь уязвимого в своей любви к гречанке Елене (Антонина Королёва), уходящей вместе с проповедниками идей христианства. И нечеловеческая жестокость, воспитавшего Елену, как родную дочь, Эрмидия (засл. арт. Аркадий Аверин), то проклинающего её, то умоляющего о милости, тоже трагична в своей основе.
Трагические нотки звучат и в голосе самого цезаря Тиберия (Валерий Андреев), который, услышав об ожидающей всех жизни после физической смерти, вопрошает с горькой иронией: «А с этой-то жизнью что делать?» К сожалению, авторы пьесы не дают ответа на этот, для живущих в земном мире, самый насущный вопрос. Вдвойне важный потому, что на спектакль приходит много подростков, для которых разговор о вечном вовсе не скучен и не сложен. Именно детство остаётся для многих из нас главной порой раздумий о загадках как Вселенной, так и отдельно взятой человеческой души. Суета взрослой жизни отвлекает от погружения в себя, уводит в сторону взгляд, ещё вчера обращённый внутрь, поэтому основатели и руководители Театра Русской Драмы Михаил Щепенко и Тамара Баснина столько внимания уделяют постановкам для детей. С ними имеет смысл всерьёз говорить и о религии, и о нравственности, и сути жизни, ведь их сознание ещё не затуманено грядущими искусами.
Это они, наши дети, как те сбитые с истинного пути молодые римляне, которых блестяще представила плеяда молодых актёров театра, сегодня в растерянности выбирают между простейшими плотскими удовольствиями и уважением к себе. Пойти мученической дорогой Иисуса или карабкаться на пьедестал гордыни, воздвигнутый римскими императорами? Эти непростые вопросы персонажи спектакля решают каждый по-своему. Предательство и жертвенность, трусость и истинная любовь переплетаются плотно до боли, но «Римская легенда» не оставляет ощущения безысходности. Олицетворением надежды на спасение человечества в целом застывает в финале, не решаясь перейти своеобразный Рубикон, Бедная Римлянка (Елена Зотова). И вместе с этой простой женщиной, продавшей то самое куриное яйцо, что затем обагрилось кровью Христовой, зрители, юные и не очень, замирают, пытаясь честно ответить себе: «А я готов сделать этот главный шаг?»
Валерия Полякова нашла интересные решения отдельных сцен. Так театр теней оживает на глазах зрителей. Ведь в эти минуты важны только слова Иисуса, которые пытается донести до учеников Мария Магдалина. Сам Мессия не появляется на сцене, но незримо присутствует постоянно – ещё более прозрачной тенью. И это Его взгляд становится мерилом ценности каждого из героев, любого из нас, сидящих в зале.
Поверьте мне, это очень важный спектакль. И очень интересный, ведь борьба Бога и дьявола за душу человека всегда держит в напряжении. Театр Русской Драмы не устаёт восхищать вариациями на эту вечную тему. А актёры труппы – новыми гранями таланта, свободного от пошлости. Высокого таланта.
Юлия Лавряшина