Есть в Москве маленький, но великий театр - театр русской драмы «Камерная сцена». Существует он уже более тридцати лет и тихо, скромно трудится на благо развития русской культуры. Уже в самом названии он подчёркивает свою принадлежность к русской драматургии. Собственно, как и русской истории…

По словам Патриарха Московского и всея Руси- Алексия II, это «единственный по художественному уровню и нравственной высоте театр Москвы». В чём же его уникальность? Этот театр первым в истории профессиональных театров России занял православную позицию, но не перешёл полностью на религиозный репертуар, а сумел в себе объединить традиционное классическое литературное наследие с духовной красотой и цельностью православия. Таким образом, за 30 лет жизни театра им были поставлено более 60 спектаклей, среди авторов которых: Гоголь, Шмелёв, Чехов, А.Н.Толстой, Чарская, Одоевский, Вл.Соллогуб, Вампилов, Твардовский…

За художественные достижения театр был отмечен множественными наградами, как со стороны правительства, так и со стороны церкви и лично от Патриарха. Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» был удостоен премии Москвы в области литературы и искусства, а создатель и художественный руководитель театра - Михаил Щепенко был отмечен как лучший исполнитель мужской роли на Международном фестивале «Славянские встречи».

Что касается литературы, то Московский театр Русской Драмы «Камерная сцена» стал первым театром в России, поставившим прозу Шмелёва, это была повесть «Куликово поле». В этот период - 2004 год- Шмелёв только появился на книжных полках и о его сценической, ни, тем более, кинематографической будущности никто не говорил. Михаил Щепенко переложил прозу Шмелёва на язык сцены и создал одноимённый спектакль, который пользуется неизменным успехом у публики.

Чем же ещё интересен театр? Его художественный руководитель - Михаил Щепенко стал единственным из режиссёров и руководителей театра, который имеет богословское образование (Свято-Тихоновский Богословский институт, 1998г) - и это было его третьим высшим образованием. В 1972г он окончил Всесоюзный Юридический Заочный Институт, а в 1978г закончил Щукинское театральное училище, и стал учеником выдающегося режиссёра и педагога Бориса Евгеньевича Захавы.

Есть ещё одна особенность театра- его собственная история.

В 1987 году любительский «Театр-студия на Чеховской» под руководством Михаила Щепенко и Тамары Басниной, имевший с 1982 года звание «Народный театр» получил статус профессионального, и стал называться Московским театром Русской Драмы «Камерная сцена. Это был первый в истории страны прецедент получения любительским театром профессионального статуса.

На сегодняшний день театр является коллективным членом Российской Академии Естественных Наук в секции «Гуманитарные науки и творчество», коллективным членом Федерации мира и согласия (организация с консультативным статусом при ООН), Руководители театра Михаил Щепенко и Тамара Баснина ведут актёрский курс в Ярославском Государственном Театральном Институте, все их воспитанники вышли из его детской, юношеской театральной студии, и, пройдя курс обучения в институте, без отрыва от родной сцены, возвращаются уже на неё как профессионалы. Девять учеников уже стали заслуженными, а сами руководители удостоены звания Академика РАЕН (секция гуманитарные науки и творчество).

Ценно то, что Щепенко стал основателем театральной школы, обучающей православного актёра. Его методика позволяет верующему человеку не ломать мировоззрения, не перевоплощаться в своего героя, а принять и сопереживать заданному образу. Авторская школа Щепенко распространяется по всей России, Театр в 1999 году стал основателем Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» и уже 11 лет работает по своей методике с руководителями театральных коллективов на всероссийской режиссёрской лаборатории. Таким образом, в театральной педагогической практике объединились традиции русской классической литературы и духовной культуры России.

Последняя премьера театра удивила всех. Именно этой работой театр будет закрывать сезон. Критика, привыкшая к постановке русской классики недоумевала: «Это почти невозможно! На сцене Московского театра русской драмы «Камерная сцена» поставлен спектакль «Дон Жуан? Дон Жуан!» Парадокс! »

И это парадокс первый. Как-то однажды театр приехал с премьерой в город Обнинск и на следующий день в газете «Вести Пафнутьево-Боровского монастыря» два разворота были посвящены разбору и восторженному комментарию спектакля. А в самом монастыре недоумение: как же! монастырская газета- и о Дон Жуане!

Но весь вопрос- каков этот Дон Жуан.

И это- парадокс второй: Дон Жуана написал профессор Духовной Академии! Да, пьеса «Комедия условностей» написана доктором филологических наук, профессором Московской Духовной Академии - Михаилом Дунаевым. И вся пьеса- это остроумная игра со словами и смыслами, это ломка стереотипов, это взгляд на жизнь, как на игру…но до тех пор, пока ты не берёшь на себя ответственность за свои слова, и перестаёшь читать с чужого листа. И вот тогда ты сам становишься автором своей жизни, ломая чужие, навязанные тебе сценарии. Всё условно, всё! Кроме одного - безусловен только Творец. И как только ты переводишь свою жизнь в систему координат Его Закона - жизнь приобретает иной смысл. Всё с головы становится на ноги. И не важно как относится к тебе толпа, даже не важно, как записано твоё имя в историю - кто теперь не знает кто такой Дон Жуан!- перед теми, кто оболгал тебя, напрасно оправдываться: они всё равно поют со слов друг друга и этот порочный круг не прервать. …Важно другое - как ты покидаешь сцену своей жизни, как ты прерываешь круг чужого о тебе представления, как ты сохраняешь самых близких тебе людей, за которых ты, действительно, в ответе. Финал не зыблем. Он безусловен. И с чем ты уйдёшь в этот финал, каким ты предстанешь перед настоящим Автором - вот, что единственно важно. Сам драматург – Михаил Дунаев, ушёл из жизни человеком счастливым, написавшим много книг, снявшим много фильмов, увидевшим свой спектакль….Довольный игрой актёров.

Да, как играют актёры! Павел Левицкий- Дон Жуан: искренний, горячий, любящий свою трепетную, прозрачную, почти тающую Изабеллу(Антонину Королёву), готовый на всё, чтобы сломить несправедливый ход истории. Но ведь с первых же минут спектакля Валерий Андреев в роли слуги Дон Жуана - Сганареля - говорит нам: историю перевернули, историю оболгали, и если фальсифицировали самого Александра Македонского, то что же с нами со всеми? И зал понимает, что наши имена, наши судьбы разыгрываются как шахматная партия: сегодня ты будешь королевой («Какая женщина не мечтает быть королевой!»), а завтра?... Что будет с нами завтра?

И только верный Сганарель с первой до последней сцены (им открывается занавес и им же закрывается последняя сцена спектакля) остаётся единственным берегом и опорой Дон Жуана. И мы понимаем благодаря чуткой игре Валерия Андреева, что перед нами не просто слуга, а почти родитель нашего героя. И это он вырастил его таким честным, таким бескомпромиссным. Быть может, он принял его на свои руки совсем ребёнком, читал ему правильные сказки и рассказывал ему правдивую историю, говорил ему о верности и чести, и теперь он, старый Сганарель, в ответе за своего юного господина. И вот финал: справедливость восстановлена - сорваны маски. Конечно, общественное мнение кого угодно может нарядить в плащ Дон Жуана, и что угодно может писать о Дон Жуане - кто теперь не знает кто такой Дон Жуан? Откройте антологию по всемирной литературе и вы прочтёте у сотен авторов о сотне Дон Жуанов- Но это не важно….

И тут рождается третий парадокс: в такого Дон Жуана поверили! И зритель становится живым соучастником спектакля. Он понимает, что всё это - про него! А это значит - спектакль состоялся. При всех противоречиях и кажущихся сложностях, он родился, и стал одним из самых зрелищных и одновременно философских спектаклей театра Русской Драмы. А чего стоит игра декораций! Создатели спектакля – режиссёры Тамара Баснина и Михаил Щепенко- большие мастера создавать декорации. Во всех спектаклях декорации являются, своего рода, активно действующими персонажами. Но здесь…. Пустая чёрная сцена, и только расставленные по ней красно-чёрные стремянки, которые, казалось бы, сами пластично меняются под своих героев. И если всё условно, то почему бы стремянке не стать конём и не съесть морковку, почему бы ей не превратиться в мост, с которого великолепная Эльвира (засл. арт. РФ Валерия Полякова)- официальная любовница Дон Жуана, захочет броситься в Темзу?... И только дважды перед нами раскрывается дверь в реальный мир - прямо на сцене, где видно живое небо и слышна живая московская улица - рядом бежит Садовое кольцо - и ты, зритель, начинаешь понимать, что прямые пересекаются прямо здесь, перед тобой приоткрылась завеса, и ты осознал, что есть декорации и маски, а что реальная жизнь и реальные лица. … И сам выбираешь - где ты.

Жизнь- это наш собственный сценарий в системе координат предложенный Творцом. И наш путь – это путешествие по знакам Творца, расставленных по событиям жизни, проявленных в близких и случайных людях. И главная задача - вовремя прочитать и не пропустить эти знаки.

Театр заканчивает свой 33 театральный сезон этим спектаклем. 16, 17 и 18 июня на сцене будет «Дон Жуан!» И снова актёры будут выходить и произносить слова, написанные автором-Михаилом Дунаевым, который всегда будет рядом с ними, как мудро сказанное слово, как любимый человек, как друг театра…

А театр уже готовится к новой премьере. На этот раз будет Островский, и актёры уже разминают образы и готовятся к предварительным показам…

Но это будет уже в новом сезоне!

Галина Вайгер


© 2001-2023, Театр русской драмы
тел.: (495) 915-75-21 (администрация), для справок: 8 (916) 344 08 08
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Наш адрес: г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 64/17


Яндекс.Метрика